Гостуризмкурорт опять зазвездил гостиницам

Новый проект категоризации отелей никто пока не видел, но все обсуждают. При этом все опасаются возможной коррупционной составляющей нового процесса раздачи звезд.

Гостуризмкурорт проинформировал, что проект «Критериев соответствия объектов туристической инфраструктуры определенной категории», которыми устанавливаются обязательные и добровольные к исполнению показатели, наконец-таки разработан.  

Как сообщили на сайте Госагентства, категории объектов туринфраструктуры «будут определяться на основе суммарного количества баллов, набранных за выполнение обязательных и дополнительных критериев, из которых 100 процентов баллов устанавливаются по обязательным критериям; 5 процентов, 10 процентов, 15 процентов, 20 процентов и 25 процентов устанавливаются по дополнительным критериям соответственно по категориям «одна звезда», «две звезды», «три звезды», «четыре звезды» и «пять звезд». При этом в случае невыполнения обязательных критериев в полном объеме (допустимое отклонение не более 5 процентов) недостающие баллы компенсируются тройным количеством баллов по дополнительным критериям.

Отношение в отрасли к неопубликованному пока проекту, как всегда, настороженное. «Формулировки Госагентства очень запутанные, и понять, что именно они там наработали, довольно сложно, – комментирует эксперт в сфере гостиничного бизнеса Дмитрий Заруба. – Пока совершенно непонятно, что это за система, кто ее разрабатывал, подпадут ли под нее рестораны и гостиницы, а также на основании чего и кем будут выдаваться звезды. Насколько можно судить по фотографиям с последней встречи по поводу категоризации, там были преимущественно работники Гостуризмкурорта – никого из серьезных профильных организаций я не увидел». Собеседник  предполагает, что в самом начале обсуждения категоризации (прошлой осенью) эксперты активно ходили на заседания, но позже слегка поостыли, да и зима была такая, что проблемы отельной отрасли ушли на задний план. В то же время Госагентству надо было уложиться в определенные сроки, поэтому критерии, видимо, доработали сами чиновники, а как это все будет на практике действовать – большой-пребольшой вопрос.

Аудитор по вопросам сертификации и категоризации объектов туринфраструктуры Людмила Мещерских, участвовавшая в обсуждениях, менее категорично настроена. Она считает, что система, которую сейчас предлагают, более гибкая. При таком подходе каждая гостиница сможет показать свою индивидуальность: либо это бизнес-отель, либо конференц-отель, либо СПА-отель. Без этого объект не сможет набрать нужное количество баллов.

По мнению Дмитрия Зарубы, после того, как Украина подписала соглашение с  Евросоюзом, можно было бы уже не придумывать велосипед, а просто вступить в HOTREC (Конфедерация национальных ассоциаций отелей и ресторанов ЕС). Там разработана своя система категоризации отелей, и довольно удобная. Внимание при оценивании гостиниц обращают не на инфраструктурные объекты, а на наличие услуг. Например, если чего-то не хватает, но есть бассейн, он может позволить получить необходимое количество баллов для нужной звезды.

«Я уже провела апробацию новой системы на своих объектах-заказчиках, – говорит Людмила Мещерских. – Система работает нормально. Но главное сейчас – обнародовать проект для обсуждения (по плану Госагентства это должно было произойти еще в мае 2014 года). Тогда каждый смог бы примерить новые требования на себя и внести предложения и поправки до утверждения проекта».

Дальше надо будет разработать порядок проведения этой процедуры, уточняет эксперт. Причем сделать ее такой, чтобы коррупцией и продажей звезд там даже не пахло. По ее словам, проектом также предусматривается возможность компенсации недостающих услуг другими, но в троекратном размере. «Однако проблема в том, что Гостуризмкурорт не спешит с их внедрением, и даже в сложившейся ситуации не хочет гибко подходить к оценке отелей, упорно требуя соответствовать ДСТУ, который мы с коллегами написали еще в 2002-2003 гг.», - недоумевает Людмила Мещерских.

Действительно, как следует из сообщения ведомства, председатель Комиссии по установлению категорий гостиницам и другим объектам, предназначенным для предоставления услуг по временному размещению (проживанию), М. Барткив во время очередной встречи в Мининфраструктуры «определила ряд проблемных вопросов, которые возникают в работе Комиссии и которые в своем большинстве связаны с несоблюдением заявителями требований ДСТУ 4269:2003 «Услуги туристические. Классификация гостиниц» при формировании пакета документов для получения соответствующей категории».

В частности, предоставляются сертификаты соответствия на услуги, не связанные с гостиничными услугами, или на услуги, которые фактически отель не предоставляет, и при отсутствии помещения для предоставления таких услуг (речь может идти, например, о парикмахерских, салонах красоты и т.д.), отсутствуют подтверждающие фотоматериалы, не выполняются требования ДСТУ по учету потребностей инвалидов, предоставляются одни и те же фотоматериалы в различных отелях и прочее.

Кроме того М. Барткив отметила, что в состав вышеупомянутой комиссии входят не только представители Гостуризмкурорта, но и представители Минэкономразвития, Мининфраструктуры, Госпотребинспекции, предприятий стандартизации, метрологии и сертификации, общественных организаций, а решение об установлении категории принимается коллегиально.

 

 Валерия Овсяник, 14.07.2014

 



Телеграмм