Турагенты не хотят ставить кассовые аппараты

Последние изменения в Налоговый кодекс, по оценкам экспертов, почти не затронули обычные туркомпании. Собеседники отмечают, что обычно любые поправки в закон чреваты финансовыми потерями из-за законодательных противоречий, однако в данный момент ничего катастрофичного в кодексе не обнаружено. Во всяком случае, пока.

«Для нас ничего особенно и не поменялось: вместо 5% налога будем платить 4%, - констатирует директор «Дрим Тревел» Ольга Михайличенко. – Волнуют, разве что, кассовые аппараты, которые для юрлиц уже обязательны с 1 января, а для физлиц-предпринимателей станут  таковыми с 1 июля 2015 года. Подождем. Возможно, до 1 июля появятся разъяснения Государственной фискальной службы, и туризм не будет подпадать под эти требования».

«Я ставить кассовый аппарат не собираюсь, - сообщает глава харьковского «Турагентства Бронниковой» Родион Бронников. – Уверен, что до этого просто не дойдет. И, на мой взгляд, третьей группе он по-прежнему не требуется – есть разные трактовки, и пока дойдет до окончательного утверждения нормы, еще много воды утечет».

По словам Ольги Михайличенко, аппараты вызывают настороженность у турагентов из-за угрозы возможных неплановых проверок, которые буквально на ровном месте могут закончиться огромным штрафом. «Хотя по новой версии с кассовых аппаратов не надо снимать показания ежедневно – достаточно делать это в дни проведения расчетно-кассовых операций», - поясняет эксперт. Она добавляет, что теперь каждому турагенту придется решать: принимать ли платежи туристов в офисе или отправлять их в банк. С одной стороны, туризм – это сфера услуг, которая должна делать все, чтобы было удобно клиентам. С другой – так ли уж облегчит жизнь туристам возможность расплатиться через кассовый аппарат в офисе туроператора? Некоторые эксперты считают, что если отправить клиента платить в банк, то он может и не вернуться…

«Ерунда! Вернется обязательно, - уверен  директор KVIM Travel Максим Каранда.- К тому же давайте вспомним опыт незабвенного «Ньюз Тревел»: у них ведь не было своей кассы. Просто в офисе стояла будочка от банка «Финансы и Кредит», они платили деньги кассиру, который там сидел, и это серьезно упрощало всем жизнь. То есть такого рода договор аренды с банком все может решить. Или вот, например, у нас: наш банк – прямо за стеной. Не нужно никаких расчетов в офисе: выписал клиенту счет, договорился с соседями, чтобы принимали твоих туристов без очереди – и пожалуйста! Без всяких кассовых аппаратов. 90% ТА так и поступают».

«Пока Налоговый кодекс не вызывает у агентов паники, - высказывается гендиректор «Сети Агентств Горящих путевок» Равиль Хамитов. – Первая волна интереса пришлась как раз на прекращение работы «Ньюз Тревел», поэтому законодательные новшества отошли на второй план». «Явного переустройства не происходит, поэтому все спокойно, - подтверждает замдиректора сети Владимир Станкевич. – Агентов, которые уже поставили себе кассовые аппараты, и «случилось у них счастье», я не знаю. Думаю, что их и не будет, так как все это чревато дополнительной нагрузкой в общении с контролирующими органами и обслуживающими предприятиями». Впрочем, если агентов заставят – они приспособятся, уточняет эксперт.

«Меня сейчас больше волнует, как быть с банковской гарантией, - признается глава одного из ТО. -  В Старокиевском банке аннулировали, обратились в другой – там тоже проблемы. Вот сидишь и не знаешь, что делать: в какой из банков администрация НБУ наведается в следующий раз? И нет никакого контроля и никаких гарантий, что ты опять не останешься с носом».

По словам Владимира Станкевича, кроме войны отрасль по-прежнему волнует курс: «Причем мысли у всех одни: когда же он, собака, остановится?! Если доллар перевалит отметку в 50 гривен, то отрасль станет, так как некому будет ездить, а если курс в какой-то период времени остановится на 30, то будет легче, хотя спрос все равно останется в половину прошлогоднего. В общем, нужна стабильность в хорошем смысле слова», - делает вывод эксперт. По его словам, в туротрасли начался естественный отбор – останутся только те, кто не сидит, а что-то делает.

«У нас средний класс отпал полностью, - признается Максим Каранда. – Остались только корпоранты и вип-клиентура. Вы же понимаете, что экзотические страны по определению не дешевы из-за дальних перелетов. И если год назад туристы со средним достатком могли себе позволить купить поездку за 60 тысяч гривен, то теперь, когда ее стоимость по нынешнему курсу выросла до 160 тысяч, этот клиент исчез с горизонта».

«А у нас бухгалтер посетил на днях семинар по новому налоговому законодательству и узнал, что тучи сгущаются над интернет-сервисами и магазинами: оказывается, теперь операции по оплате услуг и товаров кредитными картами отнесены к расчетно-кассовым операциям и требуют соответствующих отчетов через кассовую книгу (как если бы оплата производилась в офисе). А это, опять же, огромные штрафы, если что-то будет заполнено не так», - делится глава одной из туркомпаний.

«На самом деле все не так страшно, - успокаивает коммерческий директор Travel-Life.PRO Виктор Федосюк. – Оплата кредитной картой всю жизнь проходит как безналичный расчет, поэтому кассовые аппараты и кассовые книги сюда не относятся. Не стоит путать POS-терминал, привязанный к кассовому аппарату, и принятие оплаты с помощью карточки через эквайринг».

Валерия Овсяник, 20.02.2015



Телеграмм