Виктор Логвиненко о сомнениях насчет 10 евро

 

Выход на рынок любого авиаперевозчика — это всегда хорошо. На этом прежде всего выигрывает пассажир. А что касается Ryanair, вначале хотелось бы посмотреть, кого будет возить ирландский лоукостер.

По заявленным направлениям сомнений не возникает — география заявленного разлета заточена под обслуживание рабочего трафика гастарбайтеров.

 

А вот насчет цены есть большие сомнения. Заявлено, что летают по цене от 10 евро. Безусловно, первое время такие промо-тарифы будут. Рынок для авиакомпании новый, частоты и заявленные направления весьма амбициозны. Но после веселой пьянки наступает неминуемое похмелье. Если мы посмотрим на тот же Wizz Аir, который уже присутствует в Украине как иностранный перевозчик с практикой украинской дочки — увы, революции в супербюджетных перевозках не случилось. Да, тарифы не очень “кусались” в сравнении с перевозчиками, которые работаю по классической и гибридной модели, но мечта украинского авиапутешественника о билетах по 10-20 евро, так и не осуществилась. Почему?

 

Если немного отойти от авиационной тематики в вопросах стоимости обслуживания в аэропортах, налогов и сборов, которые искусственно причесали под потребности низкобюджетных компаний, то на снижение стоимости перевозок еще очень влияют региональные дотации бизнеса.

 

Модель, которая работает в Европе, ЮВА и США, проста. Грубо говоря, есть регион, в котором, к примеру, работают определенные субъекты туристического бизнеса: отели, частные апартаменты, рестораны, кафе и т.п. Есть авиационный перевозчик, который гипотетически может привезти тебе клиента, оставляющего определенную сумму денег. Для этого перевозчику необходимо создать благоприятные условия: сделать его цены наиболее привлекательными для пассажира. При этом перевозчик изначально работает по модели лоукост, что говорит о том, что авиационные расходы снижены по максимуму и понижать их доступными методами уже нет возможности. Предприятия туристического бизнес могут сброситься в казну региона, из которой данный перевозчик может датироваться регионом. Это позволит ему оперировать пресловутым тарифом в 10 евро. Увы, в Украине таких предпосылок нет. Законодательная база несовершенна, как следствие — отсутствует механизм подобных дотаций.

 

Дальше. Ryanair озвучил возможность базирования в Украине. Опять же, это возможно лишь при условии порядка в валютном законодательстве (не на бумаге, как сейчас, а на практике) и наличия механизмов, описанных мною выше. Увы, пассажира у нас нет: те 5%, которые регулярно путешествуют — это капля в море и не может быть фундаментом привлечения перевозчиков. Будет ли от этого угроза для МАУ? Не думаю. МАУ достаточно закаленная в очень нелегкой авиационной жизни. Она была вынуждена оперативно подстраиваться под экономические условия различных рынков. Хотя угроза, конечно, есть — как ни крути, силы не равны.

 

Что касается перспективы развития туризма. Возьмем выездной. Среди заявленных направлений массового туризма я не вижу Это прежде всего индивидуальный и самостоятельный туризм. Инструменты всем известны: сайт компании или агрегатора, booking.com, airbnb и подобные им сервисы. Опять же, все услуги можно заказать и на сайте авиакомпании. Поменяются ли как-то общие цифры? Нет. Больше туристов не становится и для этого я не вижу никаких экономических предпосылок в экономике Украины. То есть существующий пассажир “растечется” по старым авиакомпаниям и новоприбывшему Ryanair’у. Практика безвиза для украинцев какого-то “взрыва” не дала.

 

Въездной туризм. Для принимающей стороны (а именно — объектов размещения) это будет большой плюс. Европейский турист поедет, так как для европейцев благодаря удобному авиационному сообщению и относительной дешевизне в Украине турпродукт становится доступным. Другой вопрос: каким будет профиль этого туриста? Конечно, “классический” секс-туризм, плюс экстремальный туризм. Это подтверждено общими тенденциями, которые были обозначены на выставке ITB. Смогут ли выиграть от этого туристические агентства? Вряд ли. Принимающие туристические агентства у нас в подвешенном состоянии. Да и иностранный турист давно привык пользоваться общепринятыми инструментами бронирования через интернет.

 

Вообще, как неоднократно уже было озвучено коллегами, туристическая агентская среда Украины в том состоянии, в котором она находится сейчас, не сможет существовать. Агентствам давно пора понять для себя простую истину: они не продают авиабилеты, отели и т.п., они лишь оказывают услугу по бронированию. И заработок их будет зависеть от того, насколько качественной и информативной будет эта услуга.

 

Что касается конкуренции Ryanair и Wizz Аir. Она конечно будет, но европейскими методами. Обе компании достаточно плотно конкурируют в Европе. При этом обе прекрасно уживаются на общих рынках. И говорить, что украинский рынок станет для них каким-то новым полем битвы, которое кардинально изменит маркетинговую стратегию перевозчиков, не приходится.

 

Эксперт авиаотрасли Виктор Логвиненко,

23.03.2018

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS