Аркадий Маслов: «Сознательность турбизнеса? Я вас умоляю!»

Главные тренды сезона: переизбыток рейсов на египетском направлении, слишком низкие цены, слишком много турагентов, слишком мало денег у туристов и нехватка самих туристов. Как ко всему этому относятся туроператоры? Коммерческий директор Tez Tour Ukraine Аркадий Маслов смотрит на все происходящее спокойно.

- Изначально главным вопросом сезона был сервис в египетских отелях. Однако позже на первый план вышли раздутые объемы перевозки в Египет, которые не дают подняться и другим направлениям. Что делать с таким количеством рейсов? Даже турагенты просят его сократить.

- Действительно, турагентства написали коллективное письмо-обращение к туроператорам по египетскому направлению с просьбой уменьшить объемы перевозки. Мы понимаем и поддерживаем такую инициативу. То, что сегодня творится на туррынке, неправильно. Такие действия убивают рынок и наш бизнес. Могу порекомендовать ТА организованно байкотировать операторов, которые ломают рынок через колено.

Что касается Tez Tour, то мы взвешенно относимся к планированию продаж и не рискуем деньгами. В данный момент для нас главное — получать прибыль, а не наращивать объемы. Туры нашей компании продаются по заранее намеченному плану. Однако в целом по рынку объемы перевозки на египетском направлении огромны. Спрос должен порождать предложение, а спроса нет. И рейсы надо отменять. Потому что даже такие низкие цены не позволяют туроператорам заполнять самолеты.

Кроме того, увеличивая объемы перевозки, туроператоры подписывают контракты далеко не с самыми лучшими отелями, зато по очень низким ценам. И впоследствии приходят рекламации от туристов, что сервис там не соответствуют заявленному количеству звезд. А все потому, что операторы не устояли, соблазнились, а когда стали разбираться, то оказалось, что сервиса там нет вообще. Но контракты уже подписаны, отели продаются. И этот отчасти умышленный подход «продавать что угодно, лишь бы загружать самолеты» имеет последствия. Ведь туристический бизнес построен на положительных, а не отрицательных эмоциях. И если после отдыха осталось плохое впечатление, то с компанией, продавшей его, больше не полетят. Отсюда — отток агентов в ту или иную сторону. Это прежде всего в тех случаях, когда оператор не имеет достаточного опыта как принимающая сторона.

- И что делают операторы, чтобы нивелировать последствия? Как быть с падением уровня сервиса в отелях? Один ведь все в этом году снизили планку.

- Ситуация с египетскими отелями и сервис в них – ожидаема. Когда поток туристов в какую-то страну сокращается, менеджменту, естественно, приходится снижать расходы на содержание отеля, сокращать персонал. Да, за последние 5 лет в части отелей Египта заметно ухудшился сервис — никуда от этого не денешься. Последние годы Египет находится в зоне турбулентности, и бизнесу нелегко выживать в таких условиях.
При этом, если рассматривать ситуацию под другим углом: туры сегодня продаются по невероятно низкой цене, и это во многом компенсирует возможные неудобства. А самое главное, что альтернативы Египту нет не только для украинцев, но и для всей Европы. Пролетев 3,5 часа и получив визу по прилету в аеропорту, турист оказывается на пляже, в отеле с системой all inclisive.

- TEZ Tour всегда позиционировал себя как компания, делающая ставку на качество продукта. Как при таком раскладе выдержать стандарты?

- Как и в других странах, TEZ Tour в Египте – это TEZ Tour. При этом в Египте – это египетская компания, находящаяся внутри египетского рынка. В ней, согласно египетскому законодательству, работает 90% египтян. Мы инспектируем отели, знаем, что происходит в каждом из них, получая также отзывы от туристов. При подписании контрактов с отелями включаем обязательные условия по качеству услуг. И если эти условия не соответствуют нашим требованиям, то просто расторгаем контракты.

- Ваш московский коллега как-то заявил, что россияне скоро будут отдыхать в Египте очень дешево. Если россиян действительно пустят в Египет с января, как пишут российские СМИ, то что это изменит для украинского рынка?

- Мы не можем комментировать происходящее на российском рынке, так как в этой ситуации больше политики, чем бизнеса. Цены на отдых в Египте сегодня ниже, чем были когда-либо, благодаря специальным ценовым предложениям отельеров для украинского рынка. Если российские чартеры полетят в Египет, то, как мы предполагаем, первоначально стоимость проживания сохранится на том же уровне и для российских туристов. Но со временем и при сохранении постоянного турпотока цены вырастут.

- На нашем сайте как-то обсуждали, что хорошо бы агентам иметь перед глазами список отелей, в которых нет проблем, чтобы советовать их своим туристам.

- Агентам нужно в первую очередь иметь перед глазами контракт с туроператором. Идет речь о продаже турпродукта и сервиса, который предлагает оператор. Агенты ведь не работают с отелями напрямую. Пусть обращаются к ТО, а тот в свою очередь обязан предоставить правдивую информацию. Если оператор этого не делает, значит, нужно выбирать другого. TEZ Tour, к примеру, организовывает вебинары, инфотуры, приглашает агентов своими глазами увидеть египетские отели, пожить в них.

- Но турагенты не могут объехать все отели сразу, а ситуация в них постоянно меняется. Как быть?

- Все очень просто: открываем сайт TEZ Tour, находим направление Египет и получаем список отелей (смеется). Это как раз те отели, с которыми стоит работать, и в которых стоит отдыхать.

- Вот как. Теперь все стало понятно. Тогда вернемся к последним событиям: недавно все пережили шок с «ПриватБанком». Что думают по поводу этого банка туроператоры?

- Скажу так: «Приват» — давно не просто банк, а удобный платежный инструментарий для среднего, малого и микробизнеса, не говоря уже о физических лицах. Платежная система, созданная специалистами банка, сеть отделений и терминалов на данный момент лучшие не только в Украине, но и в мире. Аналогов таких банков не существует. Все, что сейчас происходит с «Приватом», архиважно для экономики страны, и я надеюсь, что вмешательство государства и смена топ-менеджмента не повлечет изменений для рынка финуслуг. При худшем развитии событий наши туристы будут ограничены в возможностях использовать свои средства.

- Мой любимый вопрос насчет онлайн-продаж: продолжают ли туристы уходить в онлайн и будете ли уходить туда вы?

- Украинский рынок — не онлайновый. И причины этого элементарные. Когда удобно подбирать тур онлайн? С каких платформ? С мобильных устройств. А вы знаете о существовании в Украине сети третьего поколения мобильной связи? Так называемая 3G в Украине на самом деле существует номинально и покрывает чуть более 30% территории страны. В Италии, к примеру, сеть 3G была запущена 15 лет назад, а сегодня там работают сети четвертого и пятого поколения. А Украина, к сожалению, даже третьего не запустила как следует. Это тормозит процессы электронной коммерции, в том числе продажу и покупку туров.

- Это единственное препятствие?

- В Украине также нет культуры использования карт для онлайн-платежей. Украина, к большому сожалению, далека от возможностей электронной коммерции, доступной во многих странах мира, и в Европе в том числе.

Еще существует третий фактор — юридический. Украинское законодательство в туризме не заточено под онлайн-продажи вообще. Чтобы официально произошла покупка тура онлайн, закон должен распространяться и на электронную коммерцию. Там должна быть прописана процедура отказа от приобретенного тура, предъявление претензий за некачественный продукт и т.д. Но законодательство не регулирует электронную торговлю на должном уровне. И если вы не поставили мокрую подпись на документе, который называется договор, вы не сможете впоследствии предъявить претензии оператору за некачественный продукт. И ничто не поможет восстановить вам ваши права. Украинские законы в этом плане до сих пор не отрегулированы и находятся на уровне 1992 года. Это три важнейших фактора, которые останавливают развитие онлайн-продаж в Украине.

- То есть смысла этим заниматься нет.

- На самом деле мы давно создали систему онлайн-продаж (монобрендовую) и инструментарий, о котором я говорю, существует. И он работает в разных странах (например, в странах Восточной Европы и в России), но не в Беларуси и не в Украине. Хотя подключение и развитие онлайн-продаж реально и возможно сделать «хоть вчера».

- А есть признаки, что нечто изменится в ближайшем будущем?

- Туризм находится на сотом месте по вниманию со стороны правительства. Регулярно возникают слухи о том, что какой-то закон ходит и возвращается. Когда депутатам нужно попиариться, они начинают об этом говорить. Но так как сегодня туризм — это удел буржуа, а никак не пролетариев, про отрасль особенно никто не вспоминает. Отсюда проблемы въездного и внутреннего туризма.

- Кстати, насчет внутреннего и въездного: два года назад Вы, Аркадий, говорили, что бессмысленно пытаться работать с местными поставщиками и отелями, потому что они не выполняют своих обязательств перед партнерами. Что-то изменилось? Пришла сознательность?

- Какая сознательность? Отсутствует прямая конкуренция на рынке и как следствие качественный продукт. Если он есть в таких анклавах как Буковель, то рядом нет реальных конкурентов. Поэтому Буковель как курорт может выстраивать монопольную политику. И нормальных рыночных отношений в Украине нет — они полурыночные. Работать с внутренним рынком туроператорам очень сложно, по той простой причине, что он окончательно не сформирован.

- Зато сейчас обсуждают изменения в закон «О туризме». И речь идет о том, чтобы вообще отменить агентские гарантии (на 2 тысячи евро). Потому что за своих агентов должен отвечать оператор. Вы с этим согласны?

- Да! Не перестаю повторять, что давно необходимо создать четкий механизм ответственности туроператора за невыполнение обязательств. Агентские гарантии в 2 тысячи евро и операторские в 20 тыс не могут гарантировать туристам ничего.

- А операторам хотят оставить банковскую гарантию или страхование ответственности на сумму, которая будет составлять некий процент от оборотов. Это то, что когда-то пыталась продвигать АЛТУ. Имеет ли это смысл сейчас?

- Да, имеет. Необходимо создать некий реестр субъектов турбизнеса, в котором будут отображаться не только данные, интересные исключительно для статистики, а в первую очередь гарантии безопасности бизнеса. Сумма финансовой гарантии должна быть в виде депозита в каком-либо государственном финучреждении, при этом необходимо выработать четкий перечень случаев, при которых она может быть задействована.

- О наболевшем: Ваш вариант борьбы со скидками? Если такой есть.

- Агенты должны выполнять условия договора. И прочесть его для начала. Запрещает туроператор раздавать скидки — не нужно раздавать. Не запрещает — соответственно. Так что ТА просто нужно вернуться в юридическое поле. Если они читают и не выполняют условия договора, тогда пусть собираются в объединения и принимают свои решения. Потому что крик, шум и гам никому не интересны.

- А что сейчас происходит с авиакомпаниями? Потоки ведь упали.

- Упали, конечно. Они обрушились раньше, одновременно с революционными событиями в стране. И у перевозчиков возникли проблемы. Висят отложенные долговые обязательства. Компании надеялись, что рынок быстро восстановится, а он не восстановился. И у авиакомпаний сейчас очень тяжелая ситуация, как и у туроператоров.

- По сравнению с прошлым годом есть рост объемов?

- Реальный рост в TEZ Tour Украина — 60%.

- Все операторы столько добавили?

- Не все, но мы добавили.

- По всем направлениям?

- Продажи по направлению Египет растут, летом выросли объемы продаж по Турции, остальные направления сокращаются. Еще Европа добавила процентов 30. Причем не только за счет горнолыжки, но и за счет экскурсионных программ: Италия, Франция, Чехия. TEZ Tour развивает Европу достаточно активно.

- Вопрос о безвизовом режиме напрашивается.

- Мы не возлагаем надежд на безвизовый режим. Люди, которые отдыхают в Европе, в состоянии собрать документы и получить визу. Но есть запрос общества на возможность где-то в другом месте найти работу, чтобы выжить. И политический популизм в безвизовой теме рассчитан на потенциальных трудовых мигрантов. Это никак не касается реальных туристов, которые ездили, ездят и будут ездить отдыхать в Европу. Остальным нужно будет доказывать пограничным службам Евросоюза, что у них есть деньги и забронирован отель. И многие, чтобы этого избежать, будут получать визы, как и сейчас.

- Хотела узнать о сим-картах с интернетом в роуминге, которые Вы, Аркадий, продвигаете. Регулярно вижу информацию и думаю, что во многих аэропортах сейчас есть wi-fi, как и в гостиницах...

- А вы часто ездите?

- Да.

- И везде есть wi-fi?

- Преимущественно. И у меня есть своя карточка.

- Мы создали уникальный продукт для путешественников и бизнеса. Это единая сим-карта, предоставляющая доступ к мобильному интернету по всему миру с ультранизкими тарифами, которые можно сравнивать с тарифами местных операторов. Стоимость 1 Мб стартует от 1 евроцента.

- То есть карточка дает возможность пользоваться именно дешевым интернетом, а не телефонной связью?

- Именно интернетом. Мобильный интернет в последнее время становится конкурентом международной мобильной связи. SMS и телефонные звонки — это уже прошлое. В ближайшее время туристы TEZ Tour будут получать такие сим-карты бесплатно, пополнять их онлайн или в терминалах самообслуживания и пользоваться по всему миру.

Валерия Овсяник, 28.12.2016



Телеграмм