Паспорта обошлись турагенту в 34 тысячи

Красногвардейский районный суд Днепропетровска обязал турагента-предпринимателя выплатить  туристу 34 тысячи гривен за потерянные курьерской службой паспорта. В названную сумму вошла стоимость турпутевок в Болгарию (за тур, который должен был состояться с 5 по 14 августа), 1000 гривен морального ущерба и около пятисот гривен судебных расходов. В ТА размышляют над тем, не подать ли в суд на курьерскую службу.

История начиналась чудесно: 28 июля туристка пришла в родное днепропетровское турагентство, где приобрела тур в Болгарию от Join UP! за 32560 грн. Турагенту она также отдала паспорта, которые отправили в Киев ставить визы. Но через несколько дней выяснилось, что все паспорта по дороге из Днепропетровска потеряли. «В связи с этим, у нее не было возможности поехать в долгожданное путешествие, которое было уже оплачено», - сказано в решении суда. В тот самый день туристка лично пришла в офис агентства и потребовала вернуть деньги, «но получила отказ».

Подавая иск, она указала, что кроме денег за тур хочет возмещения морального вреда в размере 2500 грн. «Ответчик взятые на себя обязательства не выполнила, предусмотренную договором и приложением к договору услугу не предоставила, денежные средства не возвратила», - решил суд. Кроме того, туристке и ее семье «нанесен моральный ущерб, который заключался в существенных эмоциональных страданиях, связанных с невыполнением договора о предоставлении туристических услуг». Кроме того, уточнили в суде, она так и не смогла отдохнуть в течение своего отпуска в связи с тем, что все деньги, которые длительное время собирала на отдых, находились у туроператора «А.Е.Т. Джоин АП».

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона Украины «О туризме», по договору на туристическое обслуживание одна сторона (туроператор, который заключает договор непосредственно или через турагента) обязуется предоставить по заказу другой стороны (туриста) комплекс туристических услуг (туристический продукт), а турист обязуется оплатить его, констатировал суд.

«В связи с потерей документов истица и ее семья не смогли поехать на оплаченный ими отдых… Представитель ответчика, в свою очередь, указал, что ответчик должен возместить только половину указанной суммы, а другая половина должна быть отнесена за счет истца. Однако, в соответствии со ст. 526 ГК Украины, обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок, в соответствии с законом договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона Украины «О защите прав потребителей», потребитель вправе отказаться от договора о выполнении работ (оказании услуг) и требовать возмещения убытков, если исполнитель своевременно не приступил к выполнению обязательств по договору или выполняет работу настолько медленно, что закончить ее в определенный срок становится невозможным.

Поскольку ответчиком, как исполнителем по договору, были утрачены документы истицы и ее семьи, в результате чего последние не смогли выехать в туристический тур в Болгарию, суд пришел к выводу, что требования истицы о возврате ей стоимости туристических услуг в размере 32 560 грн. 00 коп. со стороны ответчика вполне обоснованными и правомерными».

«Мы вернули деньги туристам, как только стало понятно, что их паспорта потеряны и улететь они никуда не успеют.  И расстались с ними по-хорошему, - сообщила Turprofi.com.ua глава пострадавшего ТА. –  Но судебное дело довели до конца, потому что хотим зафиксировать момент компенсации ущерба. Я полагаю, что курьерская служба должна нести ответственность за нарушение своих обязательств».

По словам экспертов, задача довольно непростая, поскольку в договорах со службами доставки обычно указывается, что в случае утери писем служба доставки компенсирует клиенту их заявленную стоимость, но сумма компенсации не может быть больше, чем фактическая стоимость «груза». А стоимость новых паспортов и визы однозначно меньше 34 тысяч гривен.

«Обычно стоимость потери компенсирует турагент (если он отправил документы, которые не дошли туроператору), если же туроператор отправил документы, а они не дошли агенту, то отвечает ТО, - констатирует гендиректор сети ТА «Поехали с нами» Олег Кулик. – Я помню случай, когда оператор отправлял паспорта с визами через проводника и их тоже потеряли. Так вот в тот раз ТО сделал всем туристам новые паспорта и визы за свой счет».

«У нас только один раз теряли при пересылке паспорт, - припоминает замдиректора по правовым вопросам Pegas Touristik Николай Слюсаревский. – Когда в зоне АТО захватили «Новую почту». И мы им, естественно,  не предъявляли требований восстановить документы…». Однако, по мнению эксперта, можно попытаться стребовать 34 тысячи гривен с курьерской доставки, которая все потеряла.

«У нас не было проблем с курьерской службой, - говорит директор Mouzenidis Travel Kiev Виктор Марченко. – Но как-то было, что турагент уверял, будто отправил паспорта и они потерялись в пути, а на самом деле ничего не отправлял. Думаю, что в случае, когда паспорта действительно потерялись, единственный выход – срочно все сделать заново. Туроператор со своей стороны может только перенести даты вылетов, если это возможно, и просить консульство поторопиться с выдачей новых виз. Заново оформлять документы туристу все равно придется за свой счет».

В агентской среде говорят, что случаи потерь документов довольно редки. «Мы всегда контролируем: перезваниваем туроператорам, узнаем, получены ли паспорта, - объясняет замдиректора хмельницкого ТА «Мандры-Тур» Ирина Гусева. – Доверяем больше курьерской доставке «Укрпочты», иногда приходится отправлять документы с родственниками, которым полностью доверяем».

«Сочувствую коллегам, - высказывается представитель одесского «Юг Тревел». – У нас такого не было. Но в 2005 году массово обворовывали курьерские доставки – тогда люди часто не улетали из-за пропажи документов, и было много скандалов. Но сейчас это редкость».

«Слава богу, у нас такого не было (тьфу-тьфу-тьфу!), и я даже не знаю, что в таких случаях делать. Пользуемся курьерской доставкой – пока не подводили», - резюмирует представитель запорожского «Лия-Круиз».

Тамара Савченко, Валерия Овсяник, 30.11.2015

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS