Join UP! вернет туристу 9% комиссионных ТА

Туроператор год назад отменил египетский рейс из Харькова, чьи суды впоследствии уже трижды решили обязать его выплатить несостоявшемуся туристу все 100% стоимости путевки. 2 февраля благодаря определению апелляционного суда Харьковской области это решение вступило в силу и может стать важным прецедентом, когда турагент не возвращает клиенту свою комиссию в случае срыва поездки по вине ТО.

29 января 2015 года клиент заключил с физлицом-предпринимателем, действовавшим от имени Join UP!, договор на туробслуживание, по которому туроператор обязался предоставить заказчику отель Continental Plaza Beach на 6-13 февраля и перелет туда-назад из Харькова на эти же даты. Клиент заплатил за это 25840 грн. 4 февраля Join UP! оформил и через турагента выдал туристу ваучер №271431, сертификат застрахованного лица №271431, памятку туриста в Египте и четыре чартерных авиабилета №№ 5660005278602-05 на рейсы МАУ 7011 и 7012.

Однако 6 февраля прошлого года, когда турист с женой и двумя детьми приехал в аэропорт, ему сообщили, что посадка на рейс PS7011 из Харькова в Шарм «не осуществляется, так как он отменен по инициативе туроператора ООО «А.Е.Т. Джоин ап!». В тот же день невезучий путешественник потребовал от турагента и туроператора вернуть ему всю сумму, а 10 февраля подал в суд. После чего 26 февраля истцу на карточный счет вернули 23627 грн. 47 коп.

Поначалу он просил суд взыскать в его пользу 56340 грн., из которых 30840 грн. имущественного ущерба с учетом инфляционных издержек; 20000 грн. морального вреда и 5500 грн. расходов на правовую помощь. Однако после возврата 91% от общей стоимости тура (очевидно, за вычетом комиссионных турагента) истец уменьшил основную сумму претензии с 30 тыс. грн. до 2212 грн. 53 коп., а остальные требования не изменил.

Представитель Join UP! во Фрунзенский райсуд Харькова не явился, поэтому тот 23 апреля вынес заочное решение и взыскал с туроператора в пользу туриста эти 2212 грн.53 коп., а также компенсацию морального ущерба в 2000 грн. и расходов на адвоката в размере 974 грн. 40 коп., а в пользу государства – судебный сбор 421 грн. 20 коп.

10 августа Фрунзенский суд отказал Join UP! в пересмотре апрельского заочного решения, после чего обе стороны по делу подали апелляционные жалобы: истец просил удовлетворить его иск в полном объеме, а туроператор – в таком же полном объеме отказать в иске.

«…Суд обоснованно исходил из того, что невыполнение условий договора оказания туристических услуг произошло по вине ДП «А.Е.Т. Джоин ап!», в связи с чем предприятием должны быть возмещены понесенные истцом расходы, - говорится в определении апсуда от 2 февраля. - Судебная коллегия считает обоснованным и сумму возмещения в размере 2212 грн. 53 коп., ведь, как следует из материалов дела, за туристические услуги истцом было уплачено 25840 грн., а ответчиком в добровольном порядке возвращено 23267 грн. 47 коп.».

Там же отмечено: истец «указывал, что невыполнение ответчиком условий договора нанесли ему и его семье также и моральный вред, заключающийся в душевных страданиях, которые они понесли в результате нереализованных семейных планов на отдых». Однако суды оценили эти страдания суммой в пару тысяч гривен.

Также были урезаны и адвокатские аппетиты: «При этом недопустимы документы, не соответствующие установленным требованиям (например, личные расписки адвоката о получении аванса). Истцом не представлено в суд надлежащим образом оформленное платежное поручение, которым подтверждается оплата им услуг адвоката в размере 5500 грн.». Поэтому суды исходили из требований закона «О предельном размере компенсации расходов на правовую помощь по гражданским и административным делам» и фактического количества часов участия адвоката в судебных заседаниях.

В итоге обе апелляционные жалобы были отклонены, а заочное решение Фрунзенского райсуда Харькова вступило в силу. Это пока один из немногих случаев, когда турагент не возвращает клиенту свои комиссионные ни добровольно, ни по суду. Да и почему турагент должен расставаться с честно заработанными деньгами, если поездку отменил туроператор?

Нина Щур, 29.02.2016

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS