Кто ответит за кражу в самолете?

История с кражей на борту самолета, летевшего из Пекина в Киев, всколыхнула туробщественность. 14 апреля пассажир МАУ Аркадий Маслов вернулся в Киев из деловой поездки в Китай и обнаружил, что у него пропали часы стоимостью в 25 тысяч долларов и 1200 долларов наличкой. «Зашел домой, стал доставать вещи, полез в рюкзак за часами, открыл чехол – а там их нет. Странно, думаю, где подевались? Потом смотрю – и денег нет. Набрал коллегу, с которым мы летели, и оказалось, что у него тоже деньги пропали, – рассказывает Аркадий. – Тогда я позвонил в МАУ и сообщил о случившемся. Думал, что кто-то мне хотя бы позвонит, извинится (насчет «примет меры» я уже и не говорю), но никакой реакции не последовало. В авиакомпании лишь посоветовали обратиться в полицию города Борисполь. Тогда я решил придать это дело гласности – может, хоть в будущем это кому-то поможет. И 18 апреля написал пост на своей странице в Facebook, после чего передо мной стали извиняться специалисты МАУ по пиару – собственно, в этом и заключается их работа».

По мнению Аркадия Маслова, ситуация банальная, но самое неприятное, что таких случаев много, а перевозчик их замалчивает, ничего не пытаясь сделать: «В Пекин я ездил по делам, встречался с представителями туриндустрии. Один из вопросов, который мы обсуждали, как раз касался воровства на рейсах МАУ. По их информации, Air Astana и Turkish Airlines более-менее решили эту проблему, но МАУ, как видите, нет. На линиях Киев-Пекин систематически происходят кражи личных вещей пассажиров, в украинской дипмиссии в Китае есть их обращения. Я это все слушал, но даже подумать не мог, что такое произойдет со мной. МАУ – национальный авиаперевозчик, единственная наша крупная компания, которая должна делать все, чтобы мы ею гордились. А в итоге...».

Собеседник добавил, что может быть, обратится в суд, но в Европе, по месту своего жительства, просто чтобы заставить авиакомпанию изменить отношение к ситуации. Отметим, что в соцсетях  Аркадию не только сочувствовали, но и обвиняли его в неосторожности («кто же оставляет рюкзак без присмотра?»), а также в том, что он сам не делает ничего для решения проблемы с воровством на рейсах, поскольку не написал заявление в милицию (как и другие пострадавшие, которые посчитали это бессмысленным).

Эксперты, которых опросил Turprofi.com.ua, полагают, что в полицию все-таки надо было обратиться. «Вариантов тут действительно немного, - уверен почетный президент Jurimex Данило Гетманцев. – Пострадавшего правильно проконсультировали: нужно идти в полицию и писать заявление… Если он верит в чудо».

«Пассажир может обратиться в милицию и по месту жительства (не обязательно ехать в Борисполь), и через 10 дней, например, - отмечает директор «Стиль Авиа» Евгений Хайнацкий. – Но по горячим следам всегда легче вести дело – лучше обращаться там, где произошло. А если бы пассажир обнаружил пропажу ценных вещей в салоне самолета, то необходимо было бы незамедлительно обратиться к бортпроводникам с информацией об этом – капитан может вызвать правоохранительные органы на борт по прибытию рейса. И если личность не установлена, то полиция сама примет меры по розыску подозреваемых без угрозы задержек рейса. Четкие аэроцедуры на этот счет есть и у правоохрагителей».

Директор Tickets.ua Андрей Ингульский также полагает, что информация о кражах должна поступать в полицию, а не в авиакомпанию. «Перевозчик доставляет пассажира из пункта А в пункт Б. А мы часто начинаем  разбираться не с той стороны… Но вообще для пассажиров приведенная ситуация – патовая. Им можно только посоветовать смотреть за своими вещами и пользоваться платежными картами...».

Еще один комментатор, который высказался анонимно, поскольку считает себя  лицом заинтересованным, уверен, что пассажир не прав. «Да, кражи есть, орудует банда гастролеров. Служба безопасности МАУ однажды поймала двоих на горячем за руку, с украденными деньгами. При этом СБ перевозчика – не полиция, открыть уголовное производство они не могут. Попросили пострадавших людей написать заявление в полицию, но люди только забрали деньги, поблагодарили и не стали писать ничего. Задержанных пришлось отпустить. Кстати, все они – граждане КНР. Вполне верю, что и в этом случае было что-то украдено. Но важно другое: авиакомпания не несет ответственности за сохранность ручной клади. За багаж – отвечает, а за ручную отвечает сам пассажир. И получается, что пассажир сам проворонил свою кладь, но делает крайними МАУ и даже не хочет написать заявление, чтобы делу дали ход... Из этого я делаю вывод, что парню плевать на пропажу, потому что он ничего не делает, чтобы ее вернуть. Ему просто захотелось поругать МАУ».

«Я не хочу писать заявление в милицию, так как понимаю, что это ни к чему не приведет – только потеряю время, – подтвердил свою позицию Аркадий Маслов. – Я сообщил о произошедшем в авиакомпанию, сделал публичное заявление, теперь перевозчик должен сам обратиться в правоохранительные органы, если безопасность пассажиров и их вещей его волнует. Кто-то начал писать насчет моей якобы беспечности, что я должен был деньги в трусах держать и все такое – смешно. Часы не лежали открыто, они были в рюкзаке. Для того, чтобы их достать, нужно было взять мой рюкзак, отнести его в удобное место, чтобы найти там часы и кошелек. Из кошелька взяли часть денег, а мелкие купюры оставили. Это ведь надо было все обратно аккуратно сложить, чтобы я ни о чем не догадался. Понятно, что мы вылетали ночью, в два сорок, и сразу заснули, но ведь на дальнемагистральных рейсах всегда есть один или два человека, которые отвечают за безопасность пассажиров – куда они смотрели?».

Тем не менее представители авиаотрасли настаивают, что перевозчик не виноват. «Ответственность авиакомпаний перед пассажирами закреплена в Монреальской конвенции, - напоминает эксперт по авиатранспорту Сергей Хижняк. – Однако эти правила распространяются только на зарегистрированный багаж, который перевозится отдельно от пассажира в багажном отсеке. За сохранность ручной клади и личных вещей во время перелета отвечает сам пассажир. Поэтому остается только порекомендовать людям не терять бдительность и не оставлять свои вещи без присмотра».

Директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий объясняет, что китайские воры – это мафия, которая сейчас специально летает рейсами в Европу и чистит пассажиров. И это проблема всех авиакомпаний. «Наши оказались к этому неготовы, - констатирует он. – Но сейчас активно борются, ищут, сдают в полицию. Хотя в действительности это прокол пассажиров. В плацкарте тоже могут обворовать, но там вряд ли кто-то станет бросать свои вещи без присмотра. А тут на полку бросил человек – и спать. Воры же специально рюкзак при посадке кладут не над собой, а подальше, чтобы потом, когда все заснут сделать вид, что ищут свое, а по дороге всех обчищают». Эксперт добавляет, что эта проблема стоит сейчас не только перед МАУ, но и перед дорогущими  Etihad Airways и Emirates Airlines. «Только там, поймав вора, сдают его правоохранителям в ОАЭ. И в Эмиратах китайцу с длинными руками за такие шутки вполне могут их по локоть укоротить. А у нас просто пока нет практики, да и законы помягче. Вот негодяи и пользуются», - разводит руками Александр Ланецкий.

«Пассажиры хотят, чтобы в самолетах выдавали личные сейфы или ключики от полочек? Или чтобы авиакомпании не продавали билетов подозрительным лицам? – интересуется Евгений Хайнацкий. – Если такие случаи происходят част, то для упрощения следствия можно порекомендовать авиакомпаниям повесить камеры слежения в салоне, но выполнять эти рекомендации они точно не обязаны. В данном случае идентифицировать подозреваемого гораздо проще, чем в маршрутке или метро. Поэтому сотрудники МАУ абсолютно правильно порекомендовали обратиться в полицию».

Валерия Овсяник, 19.04.2016

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS