Кризис: агенты сбиваются в стаи

“Сетевики и консолидаторы заняли уже три четвертых розничного рынка”, - такое мнение в разговоре с Turprofi.com.ua высказал представитель одного из крупных туроператоров. По его словам, агенты, недовольные комиссией туроператоров, массово присоединяются к различного рода сетям и подтягиваются к консолидаторам. “Тем, у кого в прошлом году были маленькие объемы продаж, оставляют урезанную комиссию – 9% или даже меньше. Вот турагенты и начинают искать места, где можно заработать”, - объяснил происходящее собеседник.

Однако другие эксперты информацию о “трех четвертях” не подтверждают, хотя и согласны, что тенденция есть. “На самом деле это не так. Доля сетевиков на рынке – не больше 25%. Если бы она составляла три четверти, туроператоры стояли бы по струнке”, - смеется глава IT-Tour Юрий Авдеев.  Другой эксперт допускает, что сетевики и консолидаторы могут занимать до 50% рынка.

«Я бы не сказал, что за последнее время что-то кардинально изменилось. Укрупнение розничного рынка – это тенденция всех последних лет, – высказывается директор Pegas Touristik Дмитрий Карякин. – Многие компании, в особенности начинающие, хотят воспользоваться узнаваемостью конкретных брендов, для развития собственного бизнеса».

По мнению Юрия Авдеева, в Украине уже начался процесс отмирания турагентств. «Вопрос в ближайшие пять лет будет стоять следующим образом: или ты кооперируешься с лидерами рынка, или примыкаешь к туроператорам, которые будут за тебя давать рекламу, регулировать бизнес-процессы и прочее», - считает он.

Эксперт полагает, что самостоятельными останутся только те, кто будет предоставлять своим клиентам уникальные индивидуальные услуги. Сейчас все умеют продавать только пакетные туры, а это скоро будет нерентабельно. «Агенты уже сейчас начинают беситься, думать: что такое, почему к соседу идет турист? Наверное, тот дает скидку. И начинают давать скидку сами, загоняя тем самым себя в нерентабельную зону и подводя дело к закрытию», - объясняет Юрий Авдеев.

«Как будет – неизвестно, - сдержана директор «Мандарин-Турс» Наталия Кулигина. – Но консолидаторы – это беда. Девочки, которые сидят дома и бронируют под чужим паролем, дискредитируют отрасль». Эксперта смущает, что оплата туроператору при таком раскладе идет напрямую от туристов. Даже если забыть о налогах, остается открытым вопрос этики: такие турагенты дают любую скидку, нивелируя ценность работы своих коллег, и не несут ни за что ответственности.

«Я плачу за офис и зарплату сотрудникам, которые проверяют и перепроверяют все документы и бронировки, я отвечаю за свою работу перед клиентом, я здесь и никуда не исчезну. Но учитывая все вышесказанное, я не могу работать за 200 гривен. А девочки, которые бронируют через консолидаторов, готовы работать бесплатно. Причем не всегда клиентам это надо, но им сообщают, что, оказывается,  другие агенты на них наживаются. А потом весь свой заработок отдают туристам в качестве скидки», - констатирует Наталия Кулигина.

Директор другого агентства заявляет, что новое поколение менеджеров, которые вообще не понимают суть бизнеса, загоняют отрасль в угол. «Это уже не бизнес, это благотворительность, - категоричен собеседник. – И виноваты в этом сети ТО». Эксперт поясняет, что операторы, которые дают своим франчайзи комиссию 17%, ставят перед ними сумасшедший план продаж. Чтобы его выполнить, агентам приходится привлекать фрилансеров, не входящих в сеть, и обещать им те же 17% за клиента, которого через них забронируют. Так франчайзи превращаются в консолидаторов. «Но самое печальное, что привлеченные коллеги все эти проценты отдают в туристам в качестве подарка и тем самым заваливают рынок», - негодует собеседник.

«Конечно, туроператоров скидки не волнуют – им лишь бы план выполняли, - недовольны в агентствах. – А потом получается, что агенты едут в наградные туры, где у них даже денег нет купить себе обед. Потому что вся прибыль ушла на скидки для выполнения плана. А ведь могли бы спокойно зарабатывать без всей этой «гонки вооружений» и ездить на отдых за свои деньги.

«Когда ряды самостоятельных агентов поредеют, туроператоры будут продавать турпакеты через сети, - прогнозирует Юрий Авдеев. – Но это будет нескоро – процесс только начался. Лет пять розница протянет в нынешнем виде, хотя уже года через три агенты будут «очень сильно бежать» и входить в левые сети, которые начнут всех кидать. И через это придется пройти… ».

Валерия Овсяник, 19.10.2016

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS