Турагенты массово уходят в декрет

Свободных вакансий накануне летнего сезона все больше, а туркомпании молят: найдите нам специалиста.

 

«Эта тема для нас актуальнее, чем тема клиентов, - признается гендиректор сети ТА «Поехали с нами» Олег Кулик. - Количество туристов растет, а с менеджерами все печально». 99% работников туризма — девушки, объясняет эксперт. Вероятность, что те, кому от 20 до 30 лет, забеременеют — два шанса из трех. И правильно, женщины должны рожать. Но так складывается, что если они уходят в декрет, то возвращаются из него крайне редко: или продолжают заниматься семьей, или выбирают фриланс, бронируя туры из дому, или вообще уходят в другие сферы.

 

Турагент, отработавший хотя бы полгода, имеющий минимальный набор знаний, изучивший Турцию и Египет, который не теряется и может что-то продать, считается менеджером «с опытом». И рынок соискателей с опытом таков, что на 20 вакансий приходится всего лишь один кандидат. «Попробуйте разместить где-нибудь свое резюме с пометкой, что вы проработали по специальности год или два. Один наш сотрудник провел такой эксперимент: ему в течение недели прислали свои предложения 40 компаний! И предложения были одно лучше другого. То есть он просто нарасхват — можете представить, какого высокого мнения о себе будет после этого любой специалист», - смеется Олег Кулик.

 

Ситуация усугубляется почкованием турагентств. Открыть их очень просто. Если, к примеру, в Казахстане для этого нужно иметь юрлицо, нанять бухгалтера, поставить кассовый аппарат и снять офис, то в Украине достаточно быть предпринимателем. При таких комфортных условиях опытные менеджеры не хотят работать за 10% от прибыли.

 

«Мы ежегодно открываем 50 новых офисов, в каждый из которых требуется по два-три человека. Плюс сотрудники из старых офисов регулярно уходят в декрет, уходят просто (за три-пять лет большинство продажников «сгорает» и заниматься продажами больше не хочет) или открывают свое турагентство — имея небольшую клиентскую базу, это нетрудно сделать. Поэтому нам ежегодно приходится нанимать около 200 человек в новые офисы и столько же в старые. Каждую неделю мы проводим кастинг и беремся учить тех, кто хоть что-то может. Мы единственные на туррынке, кто готовит и выпускает от 20 до 40 специалистов в месяц, но из них половина отсеивается в процессе учебы, а половина от оставшихся — после учебы. То есть из 20 учеников остаются работать менеджерами 5», - приводит неутешительную статистику Олег Кулик.

 

«Несмотря на перепроизводство турменеджеров в стране, найти трудолюбивого высокопрофессионального сотрудника сложно. С этой проблемой сталкивается любая развивающаяся компания от туроператора до турагента, - подтверждает член правления TPG Елена Бойко. - Поэтому мы воспитываем свои кадры, предоставляя молодым специалистам уникальные возможности для образования и карьерного роста в TPG».

 

Этот процесс сложнее и дольше, уточняет собеседница, но он позволяет создать команду единомышленников, которые не только чувствуют и понимают друг друга с полуслова, но и объединены одной целью. «Поэтому мы всячески поддерживаем студентов, предоставляя им стипендии и возможность платной стажировки. Школа профессионального мастерства TPG очень популярна», - добавляет эксперт.

 

«Проблема с кадрами была всегда и будет всегда, - уверена директор Siesta Ольга Дяченко. - Люди уходят в другие сферы: не выдерживают и ломаются. Наверное, кому-то не хватает денег. В нашей компании работают только профи — таких и хотим на замену, а их очень мало. Кстати, и сейчас ищем одного менеджера по Хорватии и по Индийскому океану — девочка в декрет ушла. У вас никого на примете нет? Мы хорошо платим».

 

Не все турменеджеры довольны заработками в отрасли. Есть своя специфика: если менеджер в турагентстве получает фиксированную зарплату, то он не мотивирован. Поэтому людей берут работать на «ставку плюс процент». Турагент, который умеет продавать, легко заработает от 10 до 30 тысяч гривен в месяц, уверен Олег Кулик. Если же менеджер без опыта и только начинает, то скорей всего будет получать на руки не больше 6-8 тысяч гривен в месяц.

 

Хотя для некоторых турагентов даже и процент не является стимулом, если зона комфортной зарплаты для них ограничивается 10 тысячами гривен: как только они достигают этого уровня, то перестают продавать. Впрочем, есть и те, кто ориентирован на результат. Зато слабые продажники редко стремятся открыть свое турагентство, скорее предпочтут найти работу в туроператорской компании, где нет плана по продажам и предлагают ставку плюс бонусы.

 

Гендиректор «Феерии» Игорь Захаренко признался, что найти достойных людей очень сложно, поэтому сейчас он подбирает кадры уже и среди волонтеров. «Проблема действительно острая, - констатирует он. - Лучший вариант — учить и воспитывать своих. Переманивать-перекупать не люблю. Здесь должно многое совпасть, особенно общие цели и ценности. Поэтому просто ищем выдающихся людей».

 

Иногда уже принятых на работу сотрудников приходится увольнять. «В основном это связано с несоответствием человека определенным требованиям. Когда по резюме он вроде бы соответствует, но на практике не тянет. Например, "английский - владею письменно свободно (со словарем)"», - объясняет коммерческий директор Travel-Life.PRO Виктор Федосюк.

 

В стране 19 вузов по туризму, количество выпускников сократилось в разы и качество подготовки с каждым годом все хуже, вздыхает Олег Кулик. При этом многие даже не хотят оставаться в Украине. Есть сотни вакансий в Турции, где они могут работать гидами или на ресепшен отелей за 500 долларов (плюс бонусы). В деканатах украинских университетов — сотни незаполненных вакансий. Если 10 лет назад туркомпании брали к себе на минимальную зарплату неопытную молодежь и учили ее, то сейчас молодежь не хочет идти на минимальную ставку, а выучить менеджера — дело хлопотное и дорогое, да и времени на это нет. Поэтому все работодатели ищут тех, кто уже что-то умеет.

 

Есть в туркомпаниях и другие приоритеты при подборе сотрудников. «Никогда не берем хамов, даже если это профессионалы. Таким сразу от ворот поворот, - делится Ольга Дяченко. - И не берем менеджеров из дружественных турфирм, если они ушли не по согласованию со своим директором. Своего сотрудника можем уволить за предательство. Например, если он втихаря начнет рассылать резюме в другие фирмы, и нам об этом сообщат. Впрочем, у нас таких, слава богу, нет. Главное требование к соискателям: желание заработать деньги честным путём. Нужен только оптимист, только энергетик, коммуникабельный и, конечно, эстет — все должны быть мини-копиями Ольги Дяченко (смеется)».

 

У турагентств свои требования. «Никогда не возьму на работу человека, который будет хвалиться тем, что может увести клиентов с предыдущего места работы», - делится мнением в профильной группе Turprofi.biz директор харьковской туркомпании "Азимут" Ольга Красикова. «Это как вора взять», - поддерживает ее директор другого турагентства Андрей Троян.


И даже дефицит кадров не останавливает руководителей, когда речь идет о вранье и некомпетентности. «Увольняю, если человек безнадежно профнепригоден или склонен к обману и воровству. Опыт подсказывает, что все время прощать, если что-то не так, нельзя. Одного шанса вполне достаточно, второй давать не стоит, а третий - тем более», - высказывается Оксана Гринько из «Либерти тур». "Увольняю за некомпетентность, нежелание учиться и развиваться, за обман", - резюмирует директор турагентства СМГП Анна Шевчук-Барабаш.

 

Валерия Овсяник, 21.03.2017

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS