Чартеры отменят за ненадобностью?

 

Наступает время красивого туризма — нет смысла делать ставку на количество, лучше поработать над качеством и прибылью, считают эксперты. Отправлять чартеры по многим направлениям становится экономически нецелесообразно: денег у людей немного, поэтому они чаще всего выбирают Турцию или Египет, а остальные направления — только если где-то сильно горит. Работа в минус уже замучила игроков, поэтому турпродукт постепенно трансформируется.

 

«Все идет к тому, что директора скоро сами будут возить группы туристов по 15 человек в индивидуальные авторские туры. И самостоятельно им все рассказывать и показывать. Мы недавно разговаривали с коллегами и пришли к выводу, что такой формат работы более прибыльный, чем чартеры. Конечно, глобализаторы и мультипликаторы, вроде Join UP! и TPG останутся и будут работать на массовых направлениях, но все остальные придут к красивому туризму, где нужно будет заниматься не просто формированием продукта, а творчеством», - высказывает свое мнение директор «Сиесты» Ольга Дяченко.

 

Глава «Артекс'94» Олег Пикерский считает, что не все так просто: «Конечно, Украина всегда идет своим путем. Мировой путь развития туризма — не для нас. Но обычно мы сходим с дороги, залезаем в канаву по самое нехочу, а потом снова вылезаем. Поэтому я бы не торопился с выводами».

 

Да, с чартерами сейчас стало скромнее, не отрицает эксперт, но туроператоры по смешным ценам берут блоки мест в Париж, Рим и Барселону. И неважно, что это только блоки — от чартеров ведь они отличаются лишь объемами. «Будет потребность — поставят и самолет (некоторые уже и авиакомпании свои завели). В итоге сейчас неделя в Барселоне продается за 295 евро (вчера сам видел), - сообщает Олег Пикерский. - По-другому, если рейс летит пустым, и не сделаешь".

 

Однако дальнейшее развитие рынка, по его мнению, обещает быть интересным: существует несколько видов туризма, в которых люди самостоятельно не разберутся, несмотря на развитие онлайн-сервисов. Это медицинские, групповые автобусные, образовательные либо очень-очень сложные туры по экзотике — все это человеку тяжело организовать самому. «То же можно сказать и о красивых турах, которые похожи на произведение искусства», - уточняет глава «Артекс'94».

 

Кроме сложного продукта останется востребованным массовый туризм (он выползет за счет цены). Поэтому туроператоры, работающие в сегменте «массового пошива» никуда не денутся. Сегодня, когда наша страна еще не воспряла экономически, цена вообще является определяющим фактором.

 

«Через совсем небольшое время на туррынке останется несколько сотен фирм, которые будут гоняться за несколькими тысячами туристов, любящими красивые туры и комфорт. И эти клиенты будут требовать, чтобы за их деньги у них было все, как они хотят, и только так. А еще останется несколько миллионов туристов, которые будут покупать туры на массовые направления», - прогнозирует Олег Пикерский.

 

Отдельной категорией туристов, которая выпадает из сферы влияния туркомпаний, станет молодежь без языковых проблем, которая легко гуляет по онлайн-просторам и получает удовольствие, все делая самостоятельно. «Такие, если где-то на что-то нарвутся, не испугаются (но нарываться они будут не в джунглях, конечно). Они любят выкручиваться из нестандартных ситуаций, поэтому будут делать себе дешевые самостоятельные туры. Это как когда-то сами выпиливали рамочки лобзиком и получали от этого удовольствие — потом еще маме подарить можно было. А среднее поколение останется на наших недорогих турах», - предрекает эксперт.

 

С тем, что красота придет на место чартеров, не согласен глава GTO Travel Company Михаил Тюрин. «Тема красоты довольно спорная. Главный вопрос: красивый или доступный? — рассуждает эксперт. — Если делать мир доступным для других людей, то все равно придется работать с какой-то перевозкой, позволяющей этого добиться. Возьмем Хайнань. Если лететь на на остров регулярным рейсом, то цена билета составляет 1300 долларов. А чартером — в разы дешевле. То же самое мы видим с Турцией и Египтом, на курорты которых нет регулярных рейсов, но при этом они доступны. Массовка будет существовать всегда. Это как красный и голубой океан, где массовка — красный, в котором концентрируется 90% всех денежных средств туристов. Все остальное тоже будет существовать. И возможно даже, что его доля будет увеличиваться. Но если эта доля станет как у массовки, то она сама станет массовкой».

 

По словам эксперта, рейс на Хайнань, который вызвал столько вопросов на рынке (многие не верят, что такое количество самолетов удастся заполнить), пользуется спросом. Особенно со стороны корпоративного сегмента. «Некоторые заказывают туры для сотни человек сразу — учитывая емкость рейса, мы легко можем вывезти такой объем пассажиров. На май отдельные рейсы уже забронированы полностью. Стоимость пакетов сопоставима со стоимостью туров на Шри-Ланку, а многие туристы ищут для себя что-то новое», - объясняет Михаил Тюрин. Впрочем, он не отрицает, что чартер чартеру рознь и некоторые ставить просто бессмысленно: продать можно все, особенно если за дешево. Но тут должен быть экономический расчет.

 

Об этом говорят и другие опытные туроператоры. «Когда-нибудь сделаем чартер в Гондурас (полечу туда с группой туристов 19 января), но пока никаких не ставим — нет смысла», - признается первооткрыватель Албании, Марса-Алама, Иордании и других чартерных направлений из Украины гендиректор «Феерии» Игорь Захаренко, которому уже не раз приходилось отказываться от программ после того, как на открытое им направление выходили туроператоры-массовики.

 

Игорь Захаренко тут же начинает рассказывать, что собирается лететь в Гондурас через Мексику — заодно посмотрит еще семь стран Центральной Америки: Белиз, Гватемалу, Никарагуа, Эль-Сальвадор, Коста-Рику и Панаму. Напоминает, что сейчас он в Корее, а на вопрос Turprofi.com.ua, пробовал ли он собак, отвечает, что их не так-то просто там найти. «В Японию, Корею и Китай мы отправляем и будем отправлять группы. Не чартеры», - уточняет он, параллельно нахваливая Исландию и «Скандинавскую сказку».

 

«Конечно, Захаренко не хочет ставить больше чартеры. Стоит только раскрутить какую-то страну, как все, кто до этого наблюдал и смеялся, налетают и начинают давить объемами. И так у нас на всех направлениях, которые хоть сколько-нибудь пользуются спросом. Договориться и работать вместе невозможно. Хотят демпинговать и властвовать единолично. Так получилось с Албанией, с Марса-Аламом, куда рейс вообще сняли. Поэтому я тоже считаю, что зарабатывать туроператоры будут не на чартерах. А раз так, то они постепенно от них откажутся на большинстве направлений. Только не ссылайтесь на меня», - резюмирует глава еще одной туроператорской компании.

 

Валерия Овсяник, 22.11.2017

 

Туроператоры хотят объединяться, но блефуют? 

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS