Турагенты устали от авиапереносов

Задержка чартера Join Up! 11 мая вызвала бурю эмоций в агентской среде. В редакцию Turprofi.com.ua на выходных звонили и писали, жалуясь, что «вот опять задержка и туристы злятся», потому что рейс перенесен, а многих иногородних предупредили после того, как они выехали, а некоторые уже и приехали. Часть агентов негодовала, что не всем клиентам удалось улететь даже на опоздавшем рейсе (из-за замены борта на другой, меньшей вместимости).

 

«Сегодня была и есть очередная задержка <...>. Вылет 12.05.18 из Жулян утром 11.05.18 был назначен на 3:25, в 18:30 11 мая пришло уведомление об изменение полёта на 18:30. Когда туристы приехали, около 35 людям не хватило места на борту (в том числе и нашим туристам). Борт был задержан со скандалами на два часа и улетел, оставив 35 человек в аэропорту до 1:30 13.05.18. Горячая линия информацией владеет слабо, представитель компании после отправления борта покинул аэропорт. Туристы надеются на вылет в 1:30. Как будут разворачиваться события неизвестно», - написал один из пострадавших.

 

Позже стало известно, что оставшиеся туристы вылетели 13 мая в 3:06 (с задержкой около суток). В аэропорту представитель туроператора проинформировал клиентов, что по прилету в Украину нужно написать заявление и в течение 7 дней получить возмещение, но на какую сумму — пока неясно.

 

Туроператор на эту тему комментариев не дает. А его партнеры все чаще ругают и Госавиаслужбу, которая до сих пор не выдала сертификат эксплуатанта авиакомпании SkyUp, аффилированной с «Джоином». Очевидно, что при нынешнем количестве задействованных самолетов туроператор не справляется с заявленными объемами и любая неисправность приводит к сбоям в цепочках, так как запасных бортов на украинском авиарынке нет. Каждый сбой — это обиженные туристы. "Агенты теряют клиентуру. Не каждому нравится сидеть в аэропорту по полдня. Напряжение растет и его обычно выливают на менеджеров ТА," - высказывается один из экспертов. Другой считает, что оператору стоило бы сократить количество рейсов, хотя бы до того момента, когда SkyUp сможет начать полеты.

 

В авиакомпании утверждают, что перевозчик полетит в ближайшие дни, мол, сертификат эксплуатанта будет выдан вот-вот, осталось выполнить необходимые для этого требования и процедуры. На днях пресс-служба перевозчика сообщала, что самолеты авиакомпании приступили к демополетам (Boeing 737-800 находится в Братиславе, а Boeing 737-800 — в Стамбуле). Но эксперты авиаотрасли сомневаются, что туристы полетят на новых бортах в ближайшие дни.

 

«Авиакомпания — не ларек с шаурмой, открыть ее гораздо сложнее. Процедура априори должна быть сложной и длинной, если мы хотим безопасных полетов. Все документы, все чеки, кто за что отвечает, где учились летчики, сколько они налетали и как - это все тщательно проверяется», - констатирует один из собеседников.

 

Другой напоминает, что любой новой авиакомпании для работы нужно получить:

1. сертификат эксплуатанта (для этого нужно выполнить целый ряд процедур, летных испытаний, внести минимум два борта в реестр ВС Украины, найти, обучить, сертифицировать персонал),

2. лицензию на осуществление деятельности.

3. назначения на воздушные линии.

 

«И на каждом этапе может быть масса проволочек, поэтому говорить с точностью, сколько потребуется времени, нельзя. Видимо, SkyUp долго получал самолеты от лизингодателя, поэтому и все остальное затянулось», - делает вывод эксперт.

 

Другой не исключает, что процесс может тормозить и коррупционная составляющая: «Когда процедур много, обязательно появляется кто-нибудь, кто скажет, что у вас есть все бумажки, кроме вот этой, но эту без меня вы не получите, а, кстати, она стоит 5000 долларов. Некоторые потомственные бюрократы даже уверяют, что это не коррупция, потому что они просто ускоряют процесс и готовы работать во внеурочное время, чтобы заказчик полетел вовремя. Но это это лишь мои предположения. Мы не знаем, что там у SkyUP и все ли авиакомпания сделала правильно. Если действительно подключилась коррупция, то цена вопроса, как мне кажется, не очень высока. Возможно, меньше, чем уже потеряно на этих майских праздниках, плюс репутационный ущерб. И не стоит забывать, что здесь может быть замешана политика. Мне, например, неизвестно, кто владелец авиакомпании».

 

Впрочем, другие собеседники считают, что перевозчик виноват сам — борта пригнали слишком поздно. Эксперты обращают внимание, что ограничений по срокам для выдачи сертификатов Госавиаслужбой нет. Процесс может длиться сколь угодно долго. «И это правильно, потому что иначе я организую 20 шарашек, в каждой будет по самолету без всякого контроля, а я буду требовать к определенному моменту обязательной регистрации», - аргументирует один из авиаторов.

 

Пока SkyUP не летает, турагенты разделились на два лагеря. Одни призывают коллег не бронировать туры у ТО, «пока он не исправится», другие (те у кого множество бронировок с «Джоином» в глубину) уверены, что надо поддерживать туроператора до последнего. Разговоры о том, что можно было бы отменить часть программ и вернуть туристам деньги, большинство пресекает: «Туры дешевые. И этих денег не хватит, чтобы купить новую путевку, особенно если все было куплено по системе раннего бронирования. Люди хотят на отдых».


«Ситуации бывают разные: сломался или задержался борт. Ну что ж? Но в таком случае туроператор должен предоставить адекватную компенсацию туристам или продлить их отдых за свой счёт», - считает директор LuckyTour Светлана Сычевская.


«У каждого турагента есть выбор:

не бронировать у туроператора;

бронировать, но предупреждать, что возможны задержки;

отслеживать онлайн каждый рейс, проверяя его статус ежечасно», – перечисляет директор «Аполло-тур» Андрей Демура, агентство которого туры «Джоина» бронирует ("у оператора широкий ассортимент туров, часто бывают интересные предложения, есть эксклюзивы").

 

Что касается задержек, то тут главное — вовремя предупредить. «У «Джоина» прекрасно работал Telegram-канал до недавнего времени. Они оперативно сообщали обо всех изменениях, но начиная с майских праздников почему-то сообщают далеко не все. Было бы хорошо, если бы этот инструмент использовался так же, как раньше», - высказывает пожелания Андрей Демура.

 

Он уточняет, что если говорить об ответственности турагентов перед туристами, то юридически за просчеты оператора турагенты ничего никому не должны. Но есть моральный аспект: «Когда получаем информацию от туроператора об изменениях, обязательно сообщаем туристам. Если о задержке узнаем от них, то даем профессиональные советы, как вести себя в той или иной ситуации. Иногда пишем письма на компенсации. Обычно они составляют до 100 долларов за заявку, в зависимости от ее стоимости. Бывает, туроператор сам присылает письма, что туристу положена компенсация, даже по тем заявкам, по которым мы не обращались. Думаю, с началом полетов SkyUP ситуация стабилизируется».

 

  

Валерия Овсяник, 14.05.2018

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
 
 

Какой из крупных туроператоров был самым надежным летом-2018?