Когда чартеры начнут летать вовремя?

 

Переносы рейсов — бич сезона. Если в прошлом году всех волновали массовые переселения (далеко не каждому клиенту удавалось отдохнуть именно в том отеле, который покупался изначально), то в этом году истерика начинается еще в аэропорту. "Турагенты с ужасом ждут каждого нового дня: вылетят их туристы или нет? Они проверяют табло каждые пять минут и даже не удивляются, когда видят, что рейс из Шарма или Антальи там отсутствует", – жалуются в турагентствах. А опытные представители отрасли советуют приготовиться: в сезон к общим проблемам скорей всего добавятся еще и переселения. «Вот тогда все поймут, что такое адская работа», – мрачно иронизирует глава одного из киевских ТА.

 

Turprofi.com.ua обратился к экспертам рынка с вопросом: что надо сделать, чтобы прекратить хаос в сфере чартерной авиаперевозки?

 

«Поскольку чартер — это договор между пассажиром и перевозчиком, то, с моей точки зрения, есть три пути: 1) принятие закона об ответственности перевозчика за отмену рейсов, 2) пассажирам не подписывать договоры, в которых нет ответственности ТО за чартер, являющийся частью турпакета (услуги), 3) страховать отмену или перенос рейса (но это дорого, да и не вернет испорченный отпуск и потерянные дни, а лишь деньги)», – высказывается руководитель регионального подразделения Amadeus Product & Solution Center для Центральной, Южной и Восточной Европы Сергей Редчиц.

 

«Недавно считали, сколько самолетов в Украине занято под чартеры. Оказалось, что 25 бортов, включая два новых лайнера SkyUP, – говорит президент УАТА Антон Рудич. – Средний возраст этих самолетов: 16 лет у МАУ и «Розы Ветров», 14 — у «Харьковских Авиалиний», 5 — у SkyUP, 17 – у «Азур Эйр», 20 — у «Эйр Аланны» и далеко за 20 – у всех остальных».

 

Эксперт отмечает, что, несмотря на далеко не юношеский возраст, борта эксплуатируются по полной и некоторые проводят в воздухе 17 часов в сутки. Поэтому они так часто ломаются и будут ломаться. Чтобы выдерживать такую нагрузку, самолеты должны быть в очень хорошем состоянии. «Они должны работать как часы. Швейцарские», – считает господин Рудич.

 

По данным УАТА, действующие борта, задействованные на чартерных маршрутах, распределились между авиакомпаниями следующим образом: МАУ (5), "Роза Ветров" (5), YanAir (4), Azure Air (3), Bravo (3), SkyUP (2), Air Alanna (1), Anda Air (1), "Харьковские Авиалинии" (1). ("Харьковские Авиалинии" пока не восстановили сертификат эксплуатанта, поэтому их А-321 используется совместно с "Браво" и летает под позывными "Браво"). 

 

Любой сбой влечет за собой изменения в полетной программе, отмечает Антон Рудич. И тут хорошо бы уменьшить объемы оперирования, но туроператоры в основном стремятся их увеличить при том же количестве самолетов. Это опасная тенденция. В результате программ без задержек практически нет, говорят собеседники. «Даже «Харьковские Авиалинии» – и те сегодня задержались. У половины остальных – это вообще норма жизни», - на условиях анонимности отмечает представитель одного из туроператоров.

 

«Задержки при таком состоянии парка — вполне естественный процесс», – считает президент УАТА. Такие самолеты нельзя нагружать — их нагружают. Нужно иметь резервные борта — их нет. Решение этой проблемы требует дополнительных затрат и удорожания билетов. А на это никто идти не хочет. Всем хотят наращивать объемы, которые создаются низкими ценами. «Хорошо, хоть не заставляют летать самолеты поломанными», – полушутя говорит Антон Рудич.

 

По словам эксперта, в Украине законодательно не закреплена ответственность за переносы рейсов. По правилам, туроператор может переносить чартеры в течение суток. «И это не было бы проблемой, если бы этим правом не злоупотребляли. Ведь чартеры есть и в западной Европе, но такого там не наблюдается. Потому что предусмотрены компенсации за задержку. И такая практика, как у нас, была бы там сильно наказана», – уверен эксперт.

 

Он считает, что такие же правила нужно внедрять и в Украине. Чтобы туроператоры и авиакомпании более ответственно относились к своим цепочкам. Внести изменения в Воздушный Кодекс.

 

На вопрос Turprofi.com.ua, какие ошибки чаще всего совершают туроператоры в процессе задержек своих чартеров, глава УАТА ответил: «Самое главное при таких сбоях — информирование. Отсутствие информации — это то, чего турист и агент боятся больше всего. Возможно, туроператоры и сами не владеют ситуацией. Некоторые корректируют полетку в ручном режиме. Поэтому и нет информации о рейсах на табло аэропортов».

 

Эксперт отмечает, что по сравнению с общим количесвом рейсов срыв вылетов происходит не так уж и часто, но и этого достаточно, чтобы сеять недовольство и панику у туристов.

 

«МАУ, «Роза», «Скай ап», «Браво», «Ян Эйр», … – все они задерживаются, потому что это заложено уже в самой природе нашего авиапарка. Если кто-то кого-то подстраховывает и пропускает свои слоты, все летит как карточный домик, – подтверждает один из собеседников. – И при текущем положении дел вряд ли можно ожидать чего-то другого. Особенно с усилением борьбы за долю рынка».

 

Но если прописать ответственность в законе, и ТО и авиакомпании будут подходить к вопросу более ответственно, считают участники рынка.

 

«В этом году происходила еще и такая вещь: туроператоры ставили во время раннего бронирования идеальное время рейсов. Они привлекали туристов, продавали им туры, а к сезону меняли время на реальное. При этом заведомо знали, что все будет меняться. И вроде бы все законно и честно. А на самом деле законно, но точно не честно», – констатирует Антон Рудич.

 

Обязанность предоставить вылет именно в указанное время в договоре не заложена. То есть формально на изменения действительно имеют право. Именно такие обстоятельства создают, по мнению Антона Рудича, предпосылки для формирования категории туристов, которые ориентируются на более дорогие туры, с гарантией вылета: «Мне кажется, рынок созрел платить больше. Есть люди, которые хотят быть уверены в цене и качестве своего продукта».

 

Валерия Овсяник, Нина Щур, 06.06.2018

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS