Утром деньги - вечером стулья

Туристы уходят в подполье, выжидая, когда все успокоится: на каждые две заявкиприходится одна аннуляция от клиентов, утверждают в отрасли.

С очередным витком развития событий люди решают отложить отдых на "после выборов". Но приключения в туризме продолжаются. Как рассказала глава туроператора «Альф» Ольга Алексеенко, недавно ее компании чудом удалось избежать проблем.

 

«Одно из житомирских ТА перечислило нам только часть суммы за тур и никак не могло рассчитаться. Поскольку близилась дата вылета, мы решили поискать самих туристов через соцсети и уточнить, что за проблема с расчетами. Повезло найти этих людей с первого раза. Оказалось, что деньги уже давно отданы менеджеру турагентства, а почему не перечислены – они не знают», – сообщила Ольга Алексеенко. По ее словам, клиенты сразу бросились выяснять, что происходит, и скоро туроператору пришла вся недостающая сумма. Вроде бы мелочи, но самое интересное не в этом. Менеджером ТА оказалась та самая дама, которая прошлым летом, будучи директором другого турагентства в Житомире, обманула сотни туристов, присвоив около 5 миллионов гривен. А сейчас устроилась простым менеджером.


«И опять работает, как ни в чем не бывало?» – удивлен гендиректор сети ТА «Поехали с нами» Олег Кулик. Вот и ответ на все вопросы, считают эксперты. Нет контроля, нет наказания, нет возможности лишить права работать в туризме тех, кто себя запятнал махинациями. Один из специалистов говорит, что таких случаев, когда нечестные люди переходят из одной компании в другую, продолжая присваивать деньги, хватает. Например, прекрасно себя чувствует авиакассир с королевской фамилией, который давно заработал на махинациях целое состояние. Обманутые владельцы компаний предпочитают не признаваться, что их обвели вокруг пальца. А те, кто еще не пострадал, уверены, что с ними ничего такого случиться не может.

«Туроператорам остается только один выход: нет оплаты в течение суток – заявка аннулируется», – констатирует коммерческий директор «Любосвит» Ирина Павлик. Утром деньги – вечером стулья. «Стоит быть жестче. Обычно ТО ждут денег два дня, затем следует звонок или письмо турагенту, а потом уже все аннулируют, – говорит Олег Кулик. – Хотя есть и такие, кто ждет до конца и даже выдает туристам документы – весьма опрометчиво».

По словам экспертов, в последние месяцы возросло количество любителей использовать деньги клиентов в качестве кредита. «У всех дефицит наличности, поэтому заплатить требуют сразу, – говорит один из специалистов. – И много случаев, когда деньги берут, а через какое-то время возвращают, отказываясь предоставлять услуги. Часто это не вынужденная мера, а целенаправленная политика». Учитывая, что до недавнего времени курс гривны все время прыгал, такое поведение нельзя назвать честным.

25 апреля Turprofi.com.ua писал о том, как один агент взял у другого деньги туристов за авиабилеты в Доминикану, а перед самым вылетом вернул их, так и не купив билеты. Теперь туркомпании намерены разбираться в суде. Большинство экспертов высказали мнение, что работать надо с теми, кого хорошо знаешь, а не с новыми и непонятно откуда взявшимися компаниями. С другой стороны, каждая компания была когда-то новой, да и подвести может даже проверенная. «Если бы ТО легче шли на контакт и подтверждали агентам бронировки, было бы проще, – считает один из пострадавших агентов. – Туристы могли бы сами все проверять. И тем, кто забронировал тур через третью компанию, тоже можно было бы не волноваться».

«Во-первых, мне непонятно, зачем работать с неизвестными консолидаторами или субагентами, – говорит Олег Кулик. – Во-вторых, по номеру бронировки нетрудно узнать судьбу тура. Я слышал о случаях, когда даже совершенно посторонние люди получали информацию о бронировках по телефону, представившись туристами – неужели сами заказчики не в состоянии сделать также?»

Добавим, что на заседаниях рабочей группы при Госагентстве по реформированию закона «О туризме» замдиректора по правовым вопросам Pegas Touristik Николай Слюсаревский уже несколько раз предлагал сделать обязательной возможность проверять бронировки прямо на сайте операторов. «На нашем сайте, например, зная номер ваучера, можно посмотреть статус заявки: «забронирована» или «аннулирована». И все это не лишне расширить. Сделать дополнительные опции «забронирована», «подтверждена», «готова к оплате» и «оплачена», – объясняет эксперт. – В любом случае, самый опасный момент, когда деньги уже переданы турагенту, но еще не перечислены туроператору. Об этом стоит помнить всем».

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS