YanAir посадила борт в Каире из-за конфликта

 

Седьмого ноября чартерный рейс Киев — Шарм-эль-Шейх YE 5015 приземлился в Каире из-за конфликта с пассажирами. По предварительной информации, они были пьяны. Похоже, это первый случай в украинской чартерной авиации, когда самолет свернул с курса из-за нетрезвых туристов.

 

Первоначально о происшествии рассказал телеканалу «Прямой» один из пассажиров рейса Андрей Бочуля. Он сообщил, что у нескольких парней, сидевших сзади, возник конфликт со стюардессой. О сути конфликта ему ничего не известно, однако в результате самолет сделал промежуточную пасадку в Каире, где высадил сразу семерых человек.

 

Для остальных пассажиров незапланированное приземление стало неожиданностью. И Андрей Бочуля даже пожаловался, что никого из них об этом не предупредили, мол, целый час все просто сидели в самолете, пока конфликтную семерку не забрали в подъехавшее авто. Затем всех пассажиров высадили в автобусы (вероятно, на время дозаправки самолета. – Turprofi.com.ua). А перед этим, по словам туриста, пилот предложил всем, кому что-то не нравится, выйти: «Пассажиры, вы неадекватные. В тюрьмах Египта очень много места, если хотите — можете все сейчас туда пойти».

 

В тот же день вечером был отменен рейс YE 5016, которого ждали в Киеве из Шарма в 22:15 (судя по всему, причина была именно в незапланированной посадке).

 

Что произошло?

 

Источник Turprofi.com.ua неофициально сообщает, что туристы, которых оставили в Каире, были подшофе еще при посадке в самолет и продолжали распивать спиртные напитки, пронесенные с собой, несмотря на замечание бортпроводницы. «Команде просто ничего другого не оставалось, как приземлиться в Каире и передать их полиции. Не знаю, как скоро этих семерых выпустят — думаю, это будет зависеть он египетских правоохранителей. Но я сомневаюсь, что они смогут сегодня же продолжить свой отдых и вряд ли вылетят обратным рейсом с той же авиакомпанией», - на условиях анонимности поясняет источник. Однако официального подтверждения этому нет.

 

Turprofi.com.ua направил в авиакомпанию запрос, чтобы уточнить, из-за чего посадили самолет, смогут ли туристы, сданные полиции в Каире, вернуться из Шарма на самолете YanAir или они в черном списке. На момент опубликования материала ответ еще не был получен.

 

Несмотря на отсутствие официальной информации, многие турагенты (в том числе на странице Turprofi.com.ua в FB) пишут, что причина конфликта наверняка в алкоголе. Другого повода сажать самолет просто быть не могло, уверены они. Это редкая практика, но, видимо, ситуация была ооочень критическая, раз пилоты приняли решение совершить посадку, считают и авиаторы.

 

«Но чтобы дать оценку произошедшему, надо точно понимать суть, - рассуждает глава украинского «Музенидис Тревел» Виктор Марченко. - Тут совершенно нет разницы, чартерный рейс или регулярный. Самая главная причина, по которой таким образом высаживают пассажиров, — угроза авиационной безопасности. Просто так это не происходит. Капитан не может сказать: «Все, вы мне надоели, высаживаю». Любая незапланированная посадка стоит денег. И это отклонение от графика. Поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что пассажиры вели себя недостойно, неадекватно или вызывающе».

 

"Командир может принять решение о посадке ВС в ближайшем возможном аэропорту, если действия пассажира угрожают безопасности других пассажиров и/или экипажа. Это может быть все, что угодно — от конфликта с бортпроводником до курения на борту. Бортпроводник докладывает командиру о ситуации, а тот принимает решение", - комментирует эксперт авиаотрасли Виктор Логвиненко.

 

Директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий уверен, что если экипаж принял решение о посадке, значит, оно было правильным: «Между Каиром и Шармом — не больше часа лёту. И несмотря на это они сели в Каире. Значит, ситуация была очень критическая. Вряд ли такое сделали из вредности. Ни слова не могу сказать про тех конкретных бедолаг, которых оставили в Каире. Но знаю, что обычный украинский турист, когда летит в Египет, часто заходит в буфет в аэропорту. И к вылету в его крови уже есть пару промилле, так что он готов на любые подвиги. А самолет — это даже не автобус. Там повышенный уровень безопасности. Даже если три болвана в салоне просто будут прыгать в такт, последствия могут быть непоправимы. Поэтому я на стороне пилотов. И могу сказать одно: если высадили, значит, так было надо».

 

Кто заплатит за Каир?

 

Эксперты туррынка полагают, что для виновников этой истории настоящие испытания еще впереди. Причем речь не только об испорченном отдыхе. Что бы там сейчас ни делала та самая семерка в Египте, как бы плохо ей ни было, за все произошедшее с лайнером (незапланированная посадка, дополнительные расходы, потеря времени и проч.), скорей всего, заставят отвечать ее. Плюс тут только один: раз высадили целую группу, расходы тоже разделят на семерых.

 

«Согласно международной конвенции, которую Украина тоже поддерживает, — все расходы на посадку/взлет самолета ложатся на пассажира, который спровоцировал конфликт», - обращает внимание Виктор Логвиненко.

 

Виктор Марченко по этому поводу напоминает, что в добровольном порядке пассажир, из-за которого все оказались в Каире, все-равно не придет и не скажет: вы тут самолет из-за меня посадили — вот, хочу вам компенсировать.

 

Однако Александр Ланецкий полагает, что просто так эта история все равно не закончится. И в дальнейшем у пассажиров могут возникнуть еще проблемы. «10 часов на автобусе из Каира в Шарм — это еще не так страшно. Следующее, что их наверняка ждет — иск от компании на погашение всех издержек. И даже если не будет претензии от туроператора и других туристов, летевших на том же борту (а любой иск к авиакомпании автоматом пойдет к этим высаженным туристам), — 10 тысяч долларов, которые перевозчик заплатил аэропорту и службам в Каире, скорей всего придется выложить виновникам истории», - прогнозирует эксперт.

 

Реально ли выбить из туристов эти деньги — уже другой вопрос, согласен он. Но в Европе, например, такая высадка обычно заканчивается возбуждением дела. «Конечно, мы не знаем, что там произошло. Но пока у меня нет никаких оснований, чтобы хоть в чем-то поддерживать пассажиров. Я однозначно думаю, что экипаж поступил правильно. И любой суд будет исходить из презумпции невиновности пилотов», - уверен Александр Ланецкий.

 

Эксперты также не могут однозначно ответить на вопрос, вывезет ли авиакомпания проштрафившихся туристов из Шарма, когда закончится их тур, или они будут внесены в черный список. «Вообще, понятие "черного списка" незаконно. Для того, чтобы авиакомпании имели возможность вести такие списки, нужно разрешение государства на уровне Верховной Рады. Но негласно у перевозчиков они есть. И с большой вероятностью эти пассажиры больше не смогут воспользоваться услугами YanAir. Плюс будут судиться с авиакомпанией — думаю, они попали минимум тысяч на пять у.е.», - анализирует Виктор Логвиненко.

 

Виктор Марченко подтверждает, что если эти пассажиры придут регистрироваться на обратный рейс и экипаж решит, что они угрожают авиабезопасности, то действительно может принять решение отказать им в перевозке. И никто ничего с этим сделать не сможет.

 

Авиация очень строго относится к любым опасностям. Иногда достаточно сказать неосторожное слово, глупо пошутить про какую-нибудь бомбу, чтобы сесть в тюрьму, объясняет Александр Ланецкий. Но капитаны кораблей обычно не принимают решений из желания кому-то насолить. «Хотя, конечно, в жизни бывает все. И коровы летают. Но у нас сейчас у каждого второго есть и телефоны, и видеокамеры. Выяснить правду несложно. Если туристы смогут продемонстрировать, например, видеодоказательства, что стюардесса вела себя похабно, возможно, всю эту ситуацию и рассмотрят под другим углом. Но что-то мне подсказывает, что если бы так было, мы бы уже смотрели в соцсетях видео, как стюардесса бьет пассажиров или обливает их томатным соком. А зная публику, которая летает в этом направлении, могу только повторить за Станиславским: «Не верю!»

 

Как обычно бывает

 

«В моей практике, слава Богу, не было случаев с драками, — делится опытом Виктор Логвиненко. — А вот курение на борту — часто. Девятичасовой перелет, например, в Таиланд для курильщика — это жестко. Обычно все заканчивалось замечанием и извинениями со стороны пассажира. Но, в любом случае экипаж связывался с диспетчерами Бангкока и вызывал полицию к трапу самолета. Увы — полиция редко приходила. На мой запрос, САБ (они же полиция в Бангкоке) отвечали просто: "А что мы официально предъявим пассажиру? ВС является территорией регистрации самолета. Вот закурил бы в аэропорту — мы бы его приняли". Но это Таиланд. В Европе, США и других продвинутых государствах полиция с такими не церемонится».

 

Впрочем, этот случай явно будет посерьезнее. Не часто самолеты меняют курс, чтобы высадить пусть даже семерых пассажиров. «Конфликтные ситуации бывают на каждом пятом рейсе минимум. Но приземляется один из тысячи, — говорит Александр Ланецкий. — Стюардов специально учат сглаживать конфликты и они делают все от них зависящее. Но не всегда это в их власти. Шесть лет назад был скандал: пассажиры рассаживались по местам перед вылетом, но группа детей бегала по салону, никак не успокаивалась. Тогда один пассажир дал чужому ребенку подзатыльник. И папа этого ребенка (боксер, кстати) сломал пассажиру челюсть. В результате обе семьи высадили из самолета. А рейс на два часа задержали. Вот так люди сами себе все портят».

 

 

Валерия Овсяник, 08.11.2018

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS