Неадекватные пассажиры — главная угроза в самолете

 

Катастрофа с российским бортом, из которого 5 мая успели высадиться только 37 пассажиров (41 человек сгорело), в очередной раз привлекла внимание всех к правилам поведения на борту, в том числе в экстренных ситуациях.

 

Особенно остро в турсфере отреагировали на пассажиров, спасавших свои чемоданы. По правилам эвакуации люди не должны были доставать ручную кладь с полок, чтобы не замедлять процесс. Теоретически, их сумки могли стоить кому-то жизни. Авиаторы и турагенты сразу примерили эту ситуацию на себя, вспомнив, что на каждом рейсе есть люди, которые как будто не слышат указаний экипажа. «Что хочешь с ними делай — но как только самолет касается колесами земли, они уже стоят в проходе и достают с багажной полки чемодан. А ведь это не просто неуважение, но и потенциальная угроза для всех остальных, ведь чемоданы загораживают проход и в случае аварии станут препятствием», - аргументирует один из экспертов.

 

Директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий напоминает, что мировой опыт эвакуации авиапассажиров в разные годы неоднократно доказывал: несмотря на угрозу смерти, люди бегут не к выходу, а за чемоданами, где лежат «жизненно важные» документы-деньги-ноутбуки. По мнению эксперта, чтобы такого впредь не происходило, на багажные полки в самолетах нужно устанавливать дистанционные блокираторы, которые автоматически закроют ручную кладь на тот период, пока горит включенный пилотом сигнал «пристегнуть ремни». Это решит и проблему шустряков, открывающих полки в процессе приземления самолетов, чтобы в самый опасный момент загромоздить проход своими сумками.

 

«К сожалению, пассажиры часто не воспринимают всерьёз инструкции экипажа и требования проводников, - подтверждает директор Tabu Tour Максим Циркель. - Многие вообще не слушают объявления и не обращают на них никакого внимания. И наплевательское отношение к правилам безопасности все чаще встречается в небе. Недавно столкнулся с тем, как одна дама на внутреннем рейсе в Мексике решила покурить в туалете. Представьте как все испугались, когда завыла сирена, а бортпроводники дружно побежали из хвоста самолёта в нос. К моему огромному разочарованию, даму даже не оштрафовали. Просто отчитали и сделали предупреждение».

 

«Есть несколько основных проблем с пассажирами. Первое — пьянство, - отмечает авиаэксперт Виктор Логвиненко. - Это бич всех авиакомпаний, особенно в странах СНГ. Вылетающий пассажир часто идет в дьюти-фри и покупает минимум пол-литра алкоголя, а потом ему жаль выбрасывать недопитое, он берет все с собой. И алкогодя оказывается многовато. Обычно экипажи относятся к распитию спиртного в самолете довольно толерантно (хоть это и запрещено). Главное, чтобы все проходило тихо и не раздражало других пассажиров.

 

Вторая проблема (чаще на дальнемагистральных рейсах) — курение на борту. Ну, а в плане безопасности пассажиры чаще всего пренебрегают просьбой пристегнуться и вскакивают до того, как самолет успевает остановиться. Однажды я летел из Бангкока в Киев. Самолет приземлился, народ собрался с торбами в проходах, а тут не сработал стояночный тормоз (такое бывает) и самолет покатился, так как стоянка была с небольшим уклоном. Сработал запасной тормоз, произошло резкое торможение и некоторые упали, а некоторые протаранили головами открытые багажные полки (в 767 они отличаются от привычных). А казалось бы — что может случиться?».

 

«При любом полете любой авиакомпанией важно помнить, что поведение самих пассажиров на борту, их умение держать себя в руках и соблюдать правила — тоже часть безопасности полетов. В экстренной ситуации от того, как слаженно будут действовать пассажиры, может зависеть судьба рейса. Неуправляемые люди, которые ругаются, пристают к бортпроводникам, игнорируют указания экипажа, будут представлять во время дополнительную угрозу для всех. Именно поэтому пьяных или находящихся под воздействием наркотических средств пассажиров часто снимают с рейсов или не позволяют им пройти регистрацию. И это совершенно правильно. Если кто-то «переотдохнул», он не должен попасть на борт. К сожалению, это автоматически ведет к задержке рейса, потому что приходится снимать не только пассажира, но и его багаж, то есть перебрать кучу сумок», - на условиях анонимности делится представитель одной из авиакомпаний.

 

Заядлый путешественник Евгений Бабенко констатирует, что характерная черта многих пассажиров — желание демонстративно нарушить правила безопасности, чтобы подчеркнуть свою крутость: «Не пристегнуться при взлёте, посадке или в зоне турбулентности. Как только звучит команда пристегнуть ремни, сразу всем нужно идти в туалет и устроить там очередь».

 

Виктор Логвиненко напоминает, что ремни — это не шутка. «Для понимания: летчики всегда сидят пристегнутыми поясным ремнем и лишь отстегивают плечевые и паховый ремень. Есть такое понятие, как турбулентность ясного неба — когда погода вроде как прекрасная, за окном великолепные пейзажи, и вдруг самолет как бросит! Самое неприятное, что такую турбулентность тяжело предугадать и предупредить туристов невозможно. Предыдущий яркий случай был у Air Berlin — тогда 2-3 человека разбили себе голову, вылетев из кресел и ударившись головой о багажную полку. Такое нередко фиксируют и у американских авиакомпаний», - приводит примеры эксперт.

 

Но пассажиры как будто уверены, что с ними ничего такого не случится. «Однажды на подлёте к Борисполю видел молодую пару, которая не посчитала нужным пристегнуться при снижении, тряхнуло в зоне турбулентности и так ударило о передние сиденья, что, думаю, впредь они будут пристёгиваться первыми. Видел, как люди, которые любят при смене высоты или турбулентности побродить по салону, падали в проходе. После приземления, во время рулёжки, обязательно 3-4 человека должны доставать ручную кладь с полок. В некоторых странах так может сделать сразу полсамолета, стюарды уже даже не реагируют. К счастью, я никогда не попадал на эвакуацию. Но уверен, что нужно законодательно запрещать при этом выносить любой багаж. Время на эвакуацию салона в самолёте — 90 секунд, при пожаре — и того меньше, 40-50 секунд. Значит, каждая секунда может стоить 2-3 жизни. И если кто не понимает, что задержка эвакуации своей сумкой даже на секунду — это чья-то жизнь, то должен быть стимул, вроде "вынес сумку во время эвакуации — получил 5 лет тюремного заключения". Так людям будет понятнее», - считает Евгений Бабенко.

 

Другой собеседник говорит, что терпеть не может, когда люди упорно сидят в наушниках, когда их просят приготовиться к посадке и все отложить: «Если что-то случится и нужно будет быстро отреагировать на команду пилота, они ничего не услышат — это дополнительные риски. А особенно меня раздражает хлопание в ладоши, когда самолет садится. Он еще не остановился, а они уже овации устраивают. Кому? И зачем?»

 

Впрочем, авиаторы, как выяснилось, относятся к хлопанию спокойно. «Летчики все равно этого не слышат. Аплодисменты — скорее эмоциональный всплеск у самих пассажиров, которые радуются, что долетели и сбрасывают стресс. Так что пусть хлопают. На безопасность это никак не влияет», - констатирует эксперт.

 

На вопрос Turprofi.com.ua, часто ли авиакомпании рассаживают детей и родителей в разные концы самолета (теоретически это тоже может помешать экстренной эвакуации, если родители бросятся не на выход, а к детям), собеседник ответил, что на чартерных рейсах такого не бывает. Стоимость кресла на чартере не влияет на рассадку клиентов (последнее больше характерно для лоукостеров, пытающихся на этом заработать). Классические перевозчики, как правило, сажают семьи вместе: «Хотя бы у одного родителя фамилия обычно совпадает с фамилией ребенка. Это сразу понятно. Поэтому семьи легко определить и их всегда сажают рядом».

 

Валерия Овсяник, 06.05.2019

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS