Мошенники среди нас: как уберечься от коллег?

 

Турагентская среда большей частью дружная и отзывчивая, но опыт показывает, что и в таком окружении может появиться мошенник, готовый обмануть и туристов, и своих коллег.

 

Уже несколько дней в соцсетях гуляет фотография менеджера, которая «активно продаёт туры», но бронирует всегда в чужих офисах. Если верить постам, женщина, в отношении которой которой было инициировано 44 уголовных производства, уговаривает владельцев ТА дать ей возможность воспользоваться их офисом за процент от прибыли. Затем берет у туристов деньги, делает предбронирование тура в системе бронирования в присутствии клиентов, а потом исчезает. Выяснять отношения туристы приходят, естественно, в офис, в котором у них брали деньги.

 

История сама по себе удивительная. Даже авторы постов недоумевают, как фигурантке дела удается убедить агентства пустить ее к себе. Среди комментаторов даже высказываются предположения, что женщина — цыганка с гипнотическими способностями. Впрочем, более прагматично настроенные эксперты уверены, что всему виной доверчивость и жадность.

 

«Человеку свойственно обманывать и обманываться, - настроен философски глава одесского «Санта-Круз» Александр Скляр. - Если дама обхитрила какое-то количество людей, она знает как это делать: сыпать названиями агентств, придумывать правдоподобные объяснения и проч. Чтобы остаться черствосердечным и проигнорировать возможность получить скромный процент (пусть даже 2-3) от такой невинной операции, владелец агентства, директор или менеджер должны быть убежденными циниками, которые не любят деньги и не верят в людей. Такими как я (смеется)».

 

Эксперт уточняет, что для этого нужно наступить в своей жизни на изрядное количество граблей. И не стесняться задавать вопросы "зачем?" или "почему?". И все равно будешь не застрахован от глупостей. «Как и все мы. Но в целом сейчас я бы не пустил в свой офис для заключения неких сделок не только тетю, фото которой размещено под соответствующим постом, но и симпатичную молоденькую девочку-припевочку или солидного дядю — все в сад! Это мой офис, мое рабочее место и незачем тут шастать посторонним. Но судя по всему, не все такие старые скептики. С годами наив проходит», - делает вывод Александр Скляр.

 

«В практике нашего агентства такого не было. К нам в офис никто не приходил, но даже если бы такое произошло, думаю, тетя получила бы отрицательный ответ. Мой офис — моя крепость! И никого чужого в нее пускать нельзя», - делится мыслями представитель харьковского Ligtour Наталья Суворова.

 

Директор POINT travel co-working Стелла Строцкая считает, что если турагент ведет нормальный бизнес, то подобная история у него в офисе невозможна, поскольку он не станет пускать к себе чужих людей временно. «О каждом сотруднике должна быть информация в папке: копия паспорта, договор о сотрудничестве, контакты родственников и актуальное место жительства», - объясняет она, добавляя, что на туррынке тем не менее множество серых агентств, которые действительно могут создавать почву для подобных ситуаций.

 

"Нужно различать два вида мошенничества в туризме. Первый вид преднамеренное, когда турагент берет деньги, но изначально не собирается ничего бронировать. Таких аферистов, по моим оценкам, немного. И пострадавших от них тоже,  говорит гендиректор онлайн-турагенства Piligrim.ua Павел Головненко— Второй вид мошенничества я бы назвал непреднамеренным. Когда турагент попадает в кассовый разрыв и начинает закрывать его текущими поступлениями от продажи туров. Например, по раннему бронированию берется полная оплата по договору, а туроператору делается частичная оплата. Оставшаяся разница идет на покрытие старых долгов, выплату зарплаты и т.д. При этом турагент надеется, что когда-то в будущем доход позволит ему перекрыть все эти "заимствования". Вот только, как правило, не получается — пирамида долгов лишь нарастает. Чтобы её уменьшить, турагент совершает следующую глупость гонится за валом, снижая цены и давая скидки. И попадает в замкнутый круг, из которого не может выбраться". 

 

По мнению эксперта, громкие банкротства последних лет в ТА, когда страдали сотни туристов и долги перед ними измерялись сотнями тысяч долларов, относятся как раз ко второму виду мошенничества. "И я считаю именно этот вид самой острой проблемой, потому что она носит системный характер. Кстати, виновны в ней туроператоры, которые не следят за своими посредниками. Если глубоко вникнуть в суть агентских отношений, агент принимает деньги у туриста как представитель туроператора. И получается, что как только он эти деньги принял, их принял туроператор. И туриста уже никак не касается, перечислил агент деньги туроператору или нет. Это проблемы отношений между ТО и его посредником. Думаю, соответствующие судебные решения не за горами", - резюмирует Павел Головненко.

 

К слову, с точки зрения юристов, мошенниками в Украине считают только тех, кто совершал некие умышленные действия, чем обычно и пользуются для оправдания агенты, попавшие в кассовый разрыв. 

 

В целом эксперты считают, что уберечь себя от таких мошенников довольно просто:

 

не пускать в свой офис «временно поработать» посторонних менеджеров,

не гнаться за сиюминутной выгодой,

не поддаваться на уговоры даже хорошо знакомых людей, если то, что они предлагают, противоречит нормам и правилам работы на туррынке,

и наконец нужно самим соблюдать законы даже в мелочах.

 

Тогда все будет хорошо.

 

Валерия Овсяник, 11.06.2019

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS