У кого турист потребует компенсацию за допрасходы?

 

Клиентка львовского турагентства My Travel Марьяна Токарчук после предыдущего материала Turprofi.com.ua о том, что агент вернул ей деньги за несостоявшийся тур, написала письмо, где высказала свое несогласие с оправданием агента (ТА настаивает на том, что деньги не были перечислены туроператору из-за технического сбоя, а в Киев, откуда должен был быть вылет, туристы поехали по своей инициативе).

 

«На самом деле мы выехали в Киев на день раньше и хорошо, потому что агент перебронировал наш тур у другого ТО, так что авиакомпания и время вылета были автоматически изменены. Нам об этом сообщили 5 июля, когда мы пришли к ним в офис узнать, из-за чего задержка. Тогда нам сказали, что оплатили 30% стоимости и все будет хорошо. Турагент написала нам расписку, что 10 июля мы гарантировано вылетим в тур. Нас уверяли, что все будет хорошо и в день вылета, и на следующий день. И туроператору говорили то же самое, пока ему это не надоело», - говорит Марьяна Токарчук.

 

Она не отрицает, что 15 июля турагентство вернуло деньги, которые получило от клиентов за два месяца до того. «Но никаких компенсаций за жилье, которое нам пришлось снять в Киеве, ни за еду, ни за что-либо другое мы не получили. Просидев в Киеве несколько дней, мы поняли, что если хотим отдохнуть, придется покупать новый тур. Накануне вылета он обошелся нам дороже, то есть мы потеряли еще и разницу в цене», - аргументирует туристка.

 

В турагентстве на это ответили, что ждут возвращения клиентов и спросят, какую еще компенсацию они хотят.

 

Насколько обоснованной может быть такая позиция туристов в суде? И придется ли турагенту оплатить им проживание в Киеве, если клиенты докажут, что находились там три дня по его вине?

 

С этим вопросом мы обратились к одному из практикующих адвокатов в туризме:

 

«Только не называйте меня. То, что я сейчас скажу, не понравится туроператорам. Я бы обращался за компенсацией именно к ТО. Да, турагент не перечислил деньги (и сейчас даже неважно, по какой причине). Но есть 295 статья Хозяйственного кодекса, в которой законодатель возложил на доверителя (в данном случае оператор) обязанности контролировать турагента, ведь тот действует от имени, по поручению, в интересах и под контролем туроператора. Поэтому заплатил турагент или нет — это не проблема туриста. Если ТО разрешил агенту принимать деньги от своего имени, значит все».

 

Эксперт приводит в качестве примера одно из дел, в котором речь шла об ошибке турагента. Тот сделал бронировку с 17 по 24 число, а в договоре ошибочно указал, что по 25-е. «Ошибочная дата стояла 100% по вине агента. Но туристы бронировок не видят, а видят договор. И они были уверены, что у них отдых до 25-го. Поэтому, когда им сказали выезжать раньше, они отказались, продлили отель на день за свой счет, купили новые авиабилеты (ведь старые уже пропали), а потом вернулись и предъявили иск сразу к двум ответчикам: туроператору и турагенту. И суд совершенно справедливо, на мой взгляд, установил, что вся эта история произошла по вине ТА, но так как договор на туробслуживание был заключен между ТО и туристом, то и взыскать нужно с ТО, который пусть дальше разбирается с турагентом сам», - объясняет специалист.

 

Он уточняет, что любой туроператор, конечно, в первую очередь хочет получить деньги, а не бегать потом за туристом-банкротом, поэтому дистанцируется от таких ситуаций. «Но если есть агентский договор и была бронировка, то логика предельно проста - взыскивать с оператора. Конечно, можно попробовать пойти и по другому пути — потребовать компенсацию с турагента. Закон «О туризме» возлагает ответственность и на ТА, выделяя его как отдельного субъекта. Но практика показывает, что с сильного работающего оператора получить деньги проще, чем со слабого агента», - констатирует юрист.

 

Он напоминает, что когда турагенты берут деньги у туриста, у них никогда не возникает права собственности на эти средства. Но они часто об этом забывают. «Это право возникает сразу у туроператора. И неважно, происходит ли присвоение или растрата в пользу третьего лица — это в любом случае уголовная ответственность», - резюмирует адвокат.

 

Валерия Овсяник, 18.07.2019

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
 

Какой из крупных туроператоров был самым надежным летом-2019?

Join UP! - 9.4%
Anex Tour - 9.8%
TPG - 6.7%
TEZ Tour - 34.9%
Coral Travel - 24.8%
Pegas Touristik - 5.8%
TUI - 8.6%

Всего голосов:: 479