К чему приведет банкротство «Томаса Кука»

 

Уход крупнейшего и старейшего британского туроператора, который отправлял на отдых 19 млн туристов в год по 16 разным направлениям, однозначно отразится на мировом туризме, в том числе на украинском.

 

«Тучи давно собирались над этой компанией, так что неожиданностью такой финал назвать нельзя. Но это банкротство однозначно плохо повлияет на весь мир, поскольку «Томас Кук» оперировал огромными объемами, - анализирует директор TEZ TOUR Александр Новиковский. — Для Украины эта ситуация должна стать серьезным информационным поводом, чтобы правительство страны и контролирующие органы задумались, какие последствия могут быть от того, что на туррынке — большое количество нездоровых предприятий. И если они по какой-то причине вдруг обанкротятся, то пострадает в первую очередь имидж страны, кошельки туристов и турагентов. Это касается банковских гарантий и механизма защиты конечного потребителя — в Британии они работают, а у нас — нет.

В нашей стране механизма защиты туристов и реальных фингарантий нет ни у кого».

 

Александр Новиковский не отрицает, что на некоторых направлениях освободится место для новых и старых игроков, но «это работа не одного дня». «Сейчас, ясное дело, начнут появляться какие-то спецпредложения, произойдут изменения на тех направлениях, где «Томас Кук» был особенно силен, но упорядочится все не сразу и первоначально может больно ударить по всем игрокам туррынка», - констатирует эксперт.

 

Управляющий директор Tez Tour Greece Димитрис Харитидис считает, что на украинском туррынке банкротство британского туристического монстра пока не скажется,

«но в целом это землетрясение 8 баллов».

«Теперь ждем цунами, так как обанкротятся многие отели», - делает он вывод.

 

Глава GTO.UA Михаил Тюрин уверен, что последствия могут быть серьезными и для Украины: «Это вопрос цепочки, которую потянет за собой нынешнее банкротство. Хотя Украина локальный, изолированный рынок, у каждого туроператора есть принимающие за границей. Если проводить прямые параллели — российский «Библио-Глобус» (22 марта 2019 года Thomas Cook Group купил 30% этой компании за 10 млн $. - Turprofi.com.ua) и его партнеры, которые связаны с кучей поставщиков на локальных рынках. Как это повлияет на туркомпании в нашем регионе, пока неясно. У той же SAYAMA Travel Group в Таиланде 90% оборота обеспечивает «Библио-Глобус». И с этой принимающей работает половина украинского туррынка. Смогут ли они в случае необходимости быстро переструктурироваться и выйти на другие рынки? Насколько российский туроператор зависит от Thomas Cook? Зацепит ли принимающие компании? Это как гадание на кофейной гуще. То же самое по Кипру, где позиции «Библио-Глобуса» очень сильны».

 

Эксперты полагают, что нужно ждать перераспределение рынка в странах Средиземноморья (Испании, Тенерифе, на Канарах, в Италии, на Кипре и в Греции), в ОАЭ, Турции, Египте, Таиланде и на Мальдивах. Одновременно в Европе начнется

отток туристов в сторону регулярных рейсов и «Букинга»,

бронируя через который, клиенты могут платить в отеле. Недоверие к бизнесу приведет к неплатежеспосоности этого бизнеса, если туристы будут думать «куплю-ка я лучше билет напрямую».

 

«Но, как говорят китайцы, кризис — время возможностей. И этот звоночек многих заставит задуматься», - считает Михаил Тюрин.

 

Он полагает, что сценарий развития может быть любым, но ясно одно: когда падает такая глыба, отголоски будут повсюду. Это не только катастрофа мирового масштаба, но и гвоздь в крышку гроба чартерного туризма. «Классическая чартерная модель бизнеса, когда у туроператоров есть свои отели и свои авиакомпании, требует изменений. Даже такой старинный и образцовый туроператор на шикарном британском рынке не выдержал. Это сигнал, что бизнес-модель нужно менять. Многие это давно понимают, но боятся трогать свой бизнес, поскольку работают на оборотных средствах, а любые перемены на начальном этапе приведут к падению продаж», - аргументирует эксперт.

 

По его мнению, речь сейчас идет не столько о противостоянии онлайн-оффлайн компаний, а о рисках глобализации, когда туроператоры стремяться занять новые рынки, покупая новых игроков. Фактически речь идет о централизации финансов и турпотоков, при которой туроператоры давят на отели объемами, запрашивая самые низкие цены. Эта модель не идет на пользу туррынку. Объемы оперирования вроде бы увеличиваются, приходят новые перевозчики и туркомпании, но рынок-то не растет. И в борьбе за туриста продолжается гонка цен, которыми операторы удерживают клиента, в ущерб собственному делу.

 

«В Украине 80% туррынка занимают чартерные операторы. Модель существует, но она убыточная», - объясняет Михаил Тюрин. И он согласен с коллегами насчет необходимости срочно принять меры по фингарантиям на случай прекращения деятельности любого украинского ТО: «Зайдите на сайт одного популярного оператора, где пишут «сейчас у нас за рубежом столько-то тысяч человек». Вы поймете, что украинских туристов за границей находится не намного меньше, чем у «Томаса Кука». Но если аналогичная британской ситуация возникнет с украинцами, последствия окажутся гораздо более печальными, поскольку у нас никто вывозить людей просто-напросто не будет».

 

Напомним, в данный момент 150 тысяч туристов «Томаса Кука» возвращают домой силами Британии — государство, видимо, посчитало, что зафрахтовать 12 самолетов будет дешевле, чем вкладывать 200 млн фунтов в спасение ТО, резюмируют эксперты.

 

Валерия Овсяник, 23.09.2019

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
 

Какой из крупных туроператоров был самым надежным летом-2019?