Опоздал на рейс — возможна ли компенсация?

 

История о том, как украинцы не попали на рейс из-за очередей в аэропорту, обсуждалась в соцсетях всю прошлую неделю. 20 пассажиров Wizz Air 8 октября приехали в аэропорт Риги вовремя и даже заранее (некоторые за 3,5 часа), но из-за того, что на контроле работало только одно окно, не успели на свой самолет.

 

Один из пострадавших — Александр Глущенко — подробно расписал все свои приключения, подкрепив их фотографиями очередей в аэропорту. Его постом поделились в facebook более 2,2 тысяч человек. Однако, как утверждают пострадавшие, которые вынуждены были оплачивать за свой счет гостиницу в Риге и покупать новые билеты, им пока не предложили никакой компенсации. Хотя публично руководство аэропорта заявило, что рассмотрит каждое заявление в индивидуальном порядке и тем, кто приехал на регистрацию минимум за 2 часа, но опоздал на рейс по вине аэропорта, компенсируют прямые убытки.

 

Но господин Глущенко пишет, что главный юрист аэропорта ищет его с супругой по видекамерам «в надежде найти зацепку, что мы что-то сделали не так или в очереди простояли не так долго, как хотелось бы ее руководству».

 

Напомним, что аналогичная история с украинскими туристами во Франкфурте в июле этого года, насколько известно Turprofi.com.ua, не привела к компенсациям или даже извинениям со стороны аэропорта. Возможно ли что здесь будет иначе?

 

«Ситуация, в которой оказался Александр, действительно очень неприятная и предусмотреть ее было невозможно. По сути, на месте этих 20 граждан Украины мог оказаться любой из нас, - говорит специалист в области международного воздушного права Сергей Козырев. - За весь период моей профессиональной деятельности (более 10 лет в авиации) такой случай встречаю второй раз. И если в первом пассажиры, в том числе и граждане Украины, просто «прорвали» ограждения службы безопасности в аэропорту Франкфурта, успев на посадку, то этим пассажирам в Риге повезло меньше».

 

Эксперт дает всем пассажирам два совета:

 

1. В случае любой сбойной ситуации во время воздушного путешествия (задержка, отмена, перепродажа билетов на рейс, очередь на пунктах контроля) документировать все происходящее: делать фото информационных табло, очередей, просить справки у представителей авиакомпании (при их наличии) или же администрации аэропорта.

 

2. Отстаивать свои права.

 

«Большинство наших граждан не верят в правосудие, а потому весь негатив выливают на своих страницах в соцсетях — и только. Нужно стучать во все двери, привлекать грамотных специалистов и добиваться компенсации от авиакомпании. Многие комментаторы в соцсетях пишут, что авиакомпания ни при чем. Но у пассажиров нет никаких договорных отношений с аэропортом, а у авиакомпании есть. И в этом случае именно авиакомпания должна была все оплатить, компенсировать и выставить аэропорту регрессные требования. Это не мое мнение, а положения международного нормативно-правового акта. Я, кстати, считаю, что при таких обстоятельствах авиакомпания могла сделать себе хорошую рекламу, заплатив и покрыв все расходы пассажиров», - высказывается Сергей Козырев.

 

Другие эксперты отмечают, что в случае с Александром Глушенко, который грамотно и быстро распространил информацию о происходящем в соцсетях, можно надеяться, что аэропорт все-таки компенсирует расходы пострадавшим без участия авиакомпании. Но это будет скорее исключением. А вот толпы туристов, очереди и дефицит кадров — привычное дело для многих аэропортов мира.

 

«Нехватка авиационного персонала — общемировая тенденция, — аргументирует гендиректор «Аэрохендлинга» Олег Голохвастов. — 7 Марта 2018 года я простоял на паспортном контроле в Риге три часа (на прилёт). Осенью на вылет во Франкфурте стоял в очереди два часа — в Европе это случается. Причина, как правило, — элементарная нехватка персонала, пограничников и секьюрити».

 

«Тут пассажиру только один совет — приезжать заранее», — поддерживает директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

 

Кстати, украинцы, опоздавшие на рейс в Риге, за это время не раз вспоминали родные аэропорты, где «такого нет».

 

Что касается обвинений в сторону перевозчика, который «мог бы и подождать», то эксперты считают их безосновательными. «Авиакомпания должна вылетать по расписанию. Если пассажир не появился на посадке за 10-15-20 минут до вылета (в зависимости от перевозчика), то это проблемы пассажира», - констатирует авиаэксперт Андрей Ярмак.

 

По его словам, командир воздушного судна на свое усмотрение может решить подождать пассажиров (особенно со стыковочного рейса, когда задерживается большая группа людей).

 

«Что касается аэропортов, то, например, организация паспортного контроля — не функция самого аэропорта. Он обеспечивает инфраструктуру для пограничной службы. И все нарекания должны быть адресованы именно погранслужбе, которая не смогла организовать достаточное количество личного состава, несмотря на расписание полетов. С одругой стороны, аэропорт заинтересован в положительном customer experience своих пассажиров, поэтому на регулярной основе должен разбирать такие сбойные ситуации с целью их недопущения в будущем», — резюмирует Андрей Ярмак.

 

Валерия Овсяник, 15.10.2019

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS