Аренда, сотрудники и форс-мажор – советы юриста

Торгово-промышленная палата выдает сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах, хотя и не всегда соблюдает семидневный срок рассмотрения документов.

 

Об этом Turprofi.com.ua сообщил юрист Виталий Паляничко. По его словам, некоторые турагентства получали от ТПП и отказы, однако не из-за того, что в стране не введено чрезвычайное положение (именно этого многие боялись), а по техническим причинам. «Сертификаты выдают, но из-за большого ажиотажа сроки не всегда выдерживают. А отказы получают в основном из-за того, что компании неправильно определяют, что такое форс-мажор», – объяснил эксперт.

 

Также головной болью для многих туркомпаний остаюся арендная плата и необходимость платить зарплату и налоги за сотрудников. Многие рассчитывали, что закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)» освободит нанимателя от арендной платы. Однако в финальном документе текст оказался изменен и законодатели написали, что наниматель может быть освобожден от платы за пользование имуществом в соответствии с частью шестой статьи 762 Гражданского Кодекса.

 

«Все юристы трактуют эту норму по-разному, но конкретно мое мнение — арендодатель обязан освободить арендатора от платы, если тот не исполняется существенное условие договора. Когда договор написан правильно и офис арендовался для выполнения агентской деятельности, то можно доказать, что в период карантина ты ее не выполнял. И не платить», – объясняет Виталий Паляничко.

 

Впрочем, на практике все решается в индивидуальном порядке и зависит от того, насколько люди идут друг другу навстречу. Если получить сертификат о форс-мажоре, доказав, что помещение нельзя использовать по целевому назначению и предварительно издав приказ по приостановлению работы компании, то можно не платить аренду. Однако арендодатель, которого такое положение дел не устраивает, вполне может расторгнуть договор аренды или сделать работу туркомпании невозможной в этом офисе в дальнейшем. Например, как упоминал во время одного из отраслевых обсуждений глава «Хорошего Отдыха» Александр Довгопол, владелец помещения может отключить в офисе воду и электричество, чтобы арендаторы сами захотели съехать.

 

Опыт показывает, что иногда, если договориться не получается, проще закрыть офис и съехать (если, конечно, ты не вложил слишком много денег в ремонт). И так как по прогнозам стоимость аренды после карантина упадет, найти новое помещение на хороших условиях будет просто.

 

Другое дело — сотрудники. Уволив, их не так просто будет вернуть. Но и платить людям зарплату несколько месяцев, не получая никаких доходов, может позволить себе не каждая компания. Можно ли не платить им?

 

«Есть два варианта: уволить сотрудников, чтобы они могли стать на учет в службу занятости и получать какие-то деньги, или отправить людей в отпуск за свой счет. Сейчас по КЗоТу человек может взять отпуск за свой счет только на 14 дней в течение года, однако для бизнеса ввели льготу: время карантина в этот период не входит и каждый работник может взять отпуск за свой счпет на все время карантина. А две недели, положенные ему по КзоТу, остаются за ним на некарантинное время», – поясняет Виталий Паляничко.

 

Однако большинство работодателей, по его словам, предпочитают уволить сотрудников по согласию сторон, чтобы не платить за них налоги и дать специалистам возможность получать пособие по безработице.

 

Валерия Овсяник, 13.04.2020

 

Облегчит ли жизнь турбизнесу новый закон?

Переносите на август, а лучше на сентябрь

ТО требует доплату? Закройте турагентство и успокойтесь

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS