Начнется ли сезон в июле?

 

Картинка с инфографикой о якобы скором восстановлении транспортного сообщения, запущенная в соцсети 12 мая, быстро стала вирусной. Однако Мининфраструктуры, указанное как источник информации, официально нигде ее не подтвердило. По данным нескольких экспертов, поднявшая всем настроение инфографика  всего лишь проект, который вряд ли будет утвержден в таком виде.

 

Согласно картинке, с 9 июня планируют запустить международные атобусные перевозки из Украины, с 12-го — внутренние железнодорожные, а «после карантина» – международные поезда и международные авиарейсы со странами, которые к тому времени откроются. Турагенты и туристы, естественно, возликовали. Единственными, на кого не подействовало радужное «после карантина», оказались туроператоры.

 

«Официальной информации о конкретных датах нет. Если кто-то куда-то уже летит, то мы за них рады, но пока системного подхода к выходу из карантина я не вижу, – оценивает ситуацию глава «Сиесты» Ольга Дяченко. – У нас, к сожалению, копируют то, что делают страны Европы с наихудшими коронавирусными показателями – Италия и Франция. Данию и Швецию почему-то не копируют. И меня очень беспокоит, что авиакомпания Qatar Airways, которая летала в Киев дважды в день, отменила перелеты к нам до конца октября, мотивируя это тем, что Украина в зоне риска (мол, нет тестов, больных почти не проверяют). То есть в Америку, где огромное количество смертей (83 тысячи умерших от Covid-19. Turprofi.com.ua), они полеты начинают, а в Украину, где за все время от вируса умерло меньше 500 человек, нет. Это наводит на мысли, что либо наше правительство не хочет договариваться о полетах, либо есть какие-то другие договоренности на уровне более сильных стран, в которые Украина не вписывается. И это страшно, потому что это процесс неконтролируемый и сделать тут мы с вами ничего не можем».

 

Эксперт добавляет, что тоже держится на оптимизме, но ситуация пока ее не радует: «Допустим, полетят рейсы в Стамбул, где туристы обычно останавливаются на несколько дней. Приятно, конечно, но от таких туров прибыль — тысяча гривен (это же не бизнес). Turkish Airlines тоже обещают летать, но у них не было такого покрытия экзотических направлений, как у Qatar Airways. Да, полетят Czech Airlines, но турпоток в Чехию невелик. Будут Wizz Air, SkyUp, «Белавиа» – все это хорошо, но недостаточно для активного развития основных туристических направлений. Чартеров по массовым до июля точно не будет. Можно сейчас купить билеты — отели открыты, пожалуйста. Даже Испания упорно шлет письма «ждем ваших туристов», но как их туда отправить? И потом: послать-то можно, главное, чтобы вернулись. В нынешней ситуации гарантий этого нет».

 

«Мне жаль разочаровывать турагентов, которые сами себя бодрят и думают, что скоро запустят рейсы и все восстановится. Не восстановится. Я бы порекомендовал им расслабиться на ближайшие 18 месяцев и подыскать себе другое занятие. Это тот срок, который понадобится отрасли, чтобы восстановить и отработать все алгоритмы, – на условиях анонимности высказывается представитель одного из самых крупных ТО. – Нормального сезона не будет. В лучшем случае увидим рейсы в Египет и Турцию в конце лета, если Украину туда пустят. И потока большого, конечно, не увидим — в основном операторы будут отправлять тех, обязательства перед которыми не успели выполнить в апреле-мае. Так как сезон получится урезанным, туры будут дороже. Сейчас всех волнует Турция. Но она ориентируется в первую очередь на Европу и Россию. Уже понятно, что россиян выпускать из страны не горят желанием, украинский рынок далеко не так велик, а Европа будет нацелена на внутренний туризм. В результате каждая страна будет стараться не дать своим туристам уехать за рубеж, чтобы деньги тратились дома. Из этого и нужно исходить».

 

«Только не нужно говорить, что туроператоров спасет внутренний туризм, – смеется Ольга Дяченко. – Это может быть только как жест отчаяния, когда ничего другого не остается. Мы любим свою страну, но внутренний туризм может быть у нас только как хобби. Здесь все в руинах и завалинках. Выжить при таких условиях — почти как слетать на Марс. Есть компании-зубры от профсоюзов (вот там крутятся миллиарды), но в этот сектор никому не влезть. А все остальное — это 100 гривен прибыли с 50 человек. Это не бизнес. Нас спасет только открытие границ.

 

Случится ли это в июле? Самые большие оптимисты уверены, что к середине лета появятся чартерные программы на Кипр, в Черногорию и Албанию. Хотя такого турпотока, как в Турцию или Египет, туда очевидно не будет.

 

«По нашим данным, в те страны, которые дадут добро на приём, самолеты начнут летать не ранее июля, – в очередной раз объясняет директор Adria Hit Group Владимир Швец. – Наши, скорей всего, тоже откроют небо в это время. Мы планы по Черногории пока не меняем – только старт программы сдвигается на июль. Возможно, будем продлевать программу в октябре, поскольку время для отдыха в Черногории ещё вполне подходящее, да и тот народ, который ездил раньше в мае-июне, соскучится по отдыху в мягком климате».

 

Основными направлениями этим летом, по мнению эксперта, будут Хорватия, Черногория, Кипр, Греция и Болгария. Турция остается под вопросом: «Ситуация там сложная и наши вряд ли туда дадут добро лететь. Аналогичная история с Египтом. Но кто знает, возможно, лобби сыграет свою роль и туда тоже полетят».

 

Гендиректор албанской принимающей ALER Travel Татьяна Байрактари надеется, что в ближайщие дни станет что-то понятно по датам: «Очень надеюсь, что Албания стартанёт одной из первых и все получится».

 

В то же время глава «ЯнТур» Юлиан Иващенко считает одной из самых перспективных Болгарию: «Если дадут разрешение, то я планирую открыть все три офиса агентских продаж 25 мая. Хотя предвижу, что объемы оперирования уменьшатся на 70%».

 

Валерия Овсяник, 13.05.2020

 

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS