Не пустили на рейс? Получи 400 евро

13 июля Деснянский райсуд Киева взыскал с авиакомпании SkyUP по 400 евро в пользу каждого из ее пассажиров, которым отказали в регистрации на египетский рейс «в связи с производственной необходимостью».

Дело было так. 28 июля 2018 года киевлянин заключил с турагентом «Игл-Тревел», которая действовала по поручению туроператора ООО «Джоин Ап», договор на туристическое обслуживание его семьи за 46,9 тыс. грн. Туристы должны были вылететь из аэропорта «Киев» в Египет 2 августа в три часа ночи рейсом KUP 7101 и прилететь 9 августа рейсом KUP 8304.

Семья вовремя (ночью) приехала в аэропорт, однако представитель SkyUp сообщил, что они сняты с рейса, а вместо них регистрируют других пассажиров, поэтому семья была вынуждена вернуться домой. Вылететь им удалось лишь спустя сутки – тоже ночью.

Туристы вернулись из Египта и подали в суд на Join UP! и SkyUp, написав в иске, что неправомерными действиями ответчиков им причинен моральный вред, который заключался в нервных переживаниях, стрессе и физических нагрузках. Они отмечали, что их лишили полноценного отдыха и оздоровления, поскольку в полном объеме не был представлен туристический продукт, который был заказан и оплачен. И на основании этого просили суд взыскать с ООО «Авиакомпания «Скайап» по 400 евро каждому по курсу НБУ на время платежа и еще по по 10 тыс. грн каждому компенсации морального ущерба с обоих ответчиков – авиакомпании и туроператора.

Оба ответчика 3 октября 2019 года прислали суду свои комментарии. SkyUp написала, что у нее не возникло обязательств перед истцами, а действующим законодательством якобы не предусмотрено право истцов на возмещение морального вреда. Также суду сообщили, что эти туристы были пересажены на рейс 3 августа 2018 года в 4 часа утра. «Джоин» же добавил, что истцам предложили альтернативу на другие даты, которые они приняли и воспользовались туристическим продуктом в полном объеме.

Суд выяснил, что согласно акту от 02 августа 2018 года, составленному ООО «Авиакомпания «Скайап», истцам отказано в перевозке в связи с производственной необходимостью. Согласно абзацу второму пункта 9.10 договора на туристическое обслуживание турист имеет право на получение возмещения за причинение материального или морального вреда в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий договора.

В решении суда отмечено, что в обязанности туроператора по договору на туристическое обслуживание входит бронирование билетов, то есть обеспечение перевозки, а не осуществление самой перевозки. Соответственно, ответственность туроператора наступает в случае установления факта необеспечения или несвоевременного обеспечения туристов обусловленными договором услугами. В правоотношениях, связанных с перевозкой, туроператор выступает посредником между туристом и перевозчиком.

По мнению суда, SkyUp, предоставляя туроператору авиабилеты, которые в дальнейшем были переданы истцам, вступило ними в договорные правоотношения: «При таких обстоятельствах, договор перевозки между истцами и ООО «Авиакомпания Скайап» заключался». Об отмене рейса KUP 7101 истцам стало известно 2 августа 2018 года при регистрации.

Далее суд сослался на Воздушный кодекс и отметил: «Согласно части третьей статьи 105 ВК Украины перевозчик не обязан выплачивать компенсацию, предусмотренную частями пятой и шестой статьи 104 настоящего Кодекса, если он может предоставить подтверждение того, что причиной отмены рейса было действие непреодолимой силы или чрезвычайная ситуация, которую нельзя было предотвратить, даже если бы были приняты все меры. Приведенная норма содержит исчерпывающий перечень оснований для освобождения перевозчика от обязанности выплачивать компенсацию, к которым не относятся обстоятельства, на которые ссылалось ООО «Авиакомпания Скайап».

Поэтому суд пришел к выводу об удовлетворении иска в части компенсации по 400 евро каждому. А вот нервотрепка, которую туристы испытывали две ночи подряд, судью не впечатлила.

«Моральный вред заключается: в физической боли и страданиях, которые физическое лицо испытало в связи с увечьем или иным повреждением здоровья; в душевных страданиях, которые физическое лицо испытало в связи с противоправным поведением относительно него самого, членов его семьи или близких родственников; в душевных страданиях, которые физическое лицо испытало в связи с уничтожением или повреждением его имущества; в унижении чести и достоинства физического лица, а также деловой репутации физического или юридического лица», - подчеркнул суд, отметив, что туристы  не предоставили соответствующих доказательств наличия такого вреда, противоправности деяния, наличия причинной связи между вредом и противоправным деянием ответчиков и подтверждение факта причинения истцам моральный ущерб ответчиками именно на 10000,00 грн. каждому, а вдобавок все-таки воспользовались услугами ответчиков 3 августа 2018 года.

Нина Щур, 04.08.2020

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
 

Какой из крупных туроператоров самый надежный?

Join UP! - 9.1%
Anex Tour - 7.4%
TPG - 4%
TEZ Tour - 30.9%
Coral Travel - 9.6%
Pegas Touristik - 4.5%
TUI - 9.6%
Mouzenidis - 19.5%
Альф - 0.3%
Аккорд-тур - 2.2%
Компас - 2.9%

Всего голосов:: 595