Как распознать афериста?

«Туроператоры воруют деньги с карт клиентов», – испугала сегодня читателей газета «Вести».

Правда интернет-версия издания поставила заголовок помягче и сообщила, что сотрудница алчевского ТА сняла 500 грн. с банковской карточки клиента, который предоставил для оформления шенгенской визы ксерокопию обеих сторон карточки. Эти деньги она потратила на оплату услуг соцсети «Вконтакте». Суд признал женщину виновной, а в качестве наказания обязал заплатить 850 грн. Теперь газета «Вести» сообщает, что подобные случаи не единичны.

Однако насколько часто происходят такие вещина самом деле? И можно ли их предугадать?

«Нечестных на руку людей не распознаешь сразу, а ситуации бывают разные, – считает глава «Экспресс-Вояж» Лариса Слободян. – Наши сотрудники получают хорошее вознаграждение – надеюсь, это аргумент в пользу того, чтобы не брать чужое. Кроме того, должна быть какая-то система контроля». По словам Ларисы Слободян, ее менеджеры даже не держат в руках банковские карточки туристов – любыми расчетами занимается бухгалтер-кассир в присутствии клиента, копий кодов не остается.

«К сожалению, из-за требований посольств копии карточек проходят через большое количество людей», – констатирует представитель ТА «Анна-тур» Ана Шляхова.

«Пока существует доверие, будут находиться и люди, которые будут этим пользоваться, – уверена коммерческий директор «Любосвит» Ирина Павлик. – И ручаться, к сожалению, ни за кого нельзя». Госпожа Павлик добавляет, что вообще-то код с обратной стороны карточки запрещено кому-либо показывать – это написано в договоре с банком. И те, кто игнорирует указанный пункт, виноваты в своих бедах сами. А ведь такие моменты можно обойти, например, предоставив в консульство не ксерокопию карточки, а выписку с банковского счета.

Мнение Ирины Павлик разделяет Оксана Мороз, руководитель туркомпании «Мансана»: «Некоторые сами приносят нам ксерокопии кредиток – приходится замазывать на них коды». Собеседница уточняет, что людям, которые беспечно раздают конфиденциальную информацию о своих банковских счетах, не стоит говорить об угрозе обмана только со стороны агентов. Им следует принимать во внимание всю цепочку: ТА – курьер – посольство.

«Мы заклеиваем код на карточке клиента стикером прямо в его присутствии, – поясняет специалист одесской туркомпании «Сфера» Лина Колосова. – Копируем и отдаем. Если же человек просит помочь с системой бронирования (такое бывает), сажаем за компьютер, объясняем как и что, а дальше он сам. Мы стараемся с кредитками клиентов не работать». Эксперт добавляет, что у многих туристов карточки привязаны к их мобильным телефонам – без подтверждения через эсэмэс снять деньги невозможно.

Любопытно, что мнения экспертов насчет того, на самом ли деле консульства требуют копию обратной стороны кредиток, разошлись. Часть специалистов утверждает, что документы прекрасно принимают и без этого. Другая часть предпочитает не рисковать. Например, представители ТА «Твой компас», как и одесские коллеги, заклеивают секретные цифры стикером, чтобы не терять попусту время на объяснения с туроператорами.

«Но тут ведь дело не в стикерах, – считает глава одной из компаний. – Дело в людях. Мошенники всегда найдут способ урвать свое, даже без секретного кода». Один из экспертов вспоминает, как четыре года назад взял в коллектив девушку-специалиста по Италии. В один из дней обнаружили, что она взяла у туриста наличные деньги просто в переходе и не внесла их в кассу. А уже после того, как ее уволили, выяснилось: суммы нетто и брутто по турам в системе не совпадают – недостача в 14 тысяч евро. «Попытались завести уголовное дело, но поняли, что это бесполезно, – говорит глава пострадавшей компании. – Я взяла в банке кредит и покрыла долг – до сих пор рассчитываюсь. В конце концов, я как руководитель не уследила, значит, мне и отвечать». Обидно, добавляет собеседница, что в другом ТО также пострадали от этого менеджера, но никому не сказали…

Эксперты отмечают, что наказать мошенников очень сложно – правоохранители не проявляют особого рвения. Так что гораздо надежнее фильтровать сотрудников и контролировать весь процесс. Turprofi.com.ua решил уточнить, можно ли определить мошеннические наклонности при первой встрече. «Практически нет, – отвечает на этот вопрос психодиагност Григорий Семчук. – По лицу так точно». Эксперт отмечает, что украсть может любой. При этом человек с коротким носом быстрее попадется, а вот длинноносые люди могут долго и безнаказанно проворачивать махинации, так как склонны к аналитическому мышлению. Но и те, и другие могут быть вполне порядочными людьми. «По почерку судить легче, – добавляет эксперт. – Меня, например, всегда смущает левый наклон букв у правшей – это показатель внутреннего протеста. Но и это в конце концов означает лишь то, что человек внутри себя глубоко недоволен. А уж во что это может вылиться – другой вопрос».

«Лучше ориентироваться на свою интуицию», – резюмирует глава «Мансаны» Оксана Мороз.

Юрий Свирко, Валерия Овсяник, 26.12.2013

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS