Онлайн-пузыри в Украине еще не надулись

Итак, онлайн-ресурс Eviterra.com, чьи шесть тысяч билетов аннулировал «Авиа Центр», обвиняют в мошенничестве.

В России возбуждено уголовное дело, начат прием претензий из-за несостоявшихся вылетов. В соцсетях активно обсуждают, почему так получилось и кто виноват. Популярная версия – «Эвитерра» решила прокрутить полученные от клиентов деньги, но что-то пошло не так и компания не успела перечислить их «Авиа Центру» вовремя. А тот, боясь, что сервис не сможет рассчитаться за проданные билеты, вероломно их аннулировал.
Впрочем, сейчас говорят, что из шести тысяч пассажиров, чьи билеты аннулировали, не улетело лишь несколько десятков человек, а остальным все восстановят. Но добиться возврата своих денег туристы пока не могут.

Возможна ли такая ситуация в Украине? «Вряд ли, – говорит корреспонденту Turprofi.com.ua глава «Европейского туристического страхования» Мирослав Бойчин. – В Украине иные реалии. Ответственность у нас несет продавец. Все крупные авиакомпании продают билеты только через BSP, поскольку они члены IATA. Ассоциация требует наличия банковской гарантии или страховки (второй вариант выбирают в 80% случаев). Так что клиенты защищены в любом случае». Как правило, гарантии даются на сумму, необходимую для покрытия продаж глубиной в 17 дней, поясняет эксперт. Даже если фирма украдет деньги, не рассчитавшись с IATA, ущерб возмещает банк или страховая компания. Поэтому туристы не страдают. «Подобные ситуации были у нас, к примеру, с «Алвоной», а также с «Проландом», вместо которого ERV заплатила IATA 800 тысяч гривен», – приводит пример Мирослав Бойчин.

Между тем директор компании Silk Way и генеральный агент по продаже авиакомпании «АЗАЛ» Александр Лисовик уверен, что случаи, аналогичные эвитерровскому, в украинских реалиях скоро будут даже более вероятны. «Мы отстаем от России примерно на 2-3 года – то, что происходит там сейчас, ждет Украину году в 2015-м, – прогнозирует эксперт. – Я не имею в виду, что нужно бояться онлайн-сервисов – они ничуть не опаснее оффлайн-компаний, а в данный момент вообще находятся вне зоны риска, но так будет не всегда».

Александр Лисовик поясняет, что такие системы, как «Эвитерра», не могут топтаться на месте – они бурно развиваются, потому что живут за счет наращивания продаж. Это своего рода пузыри, которые в Украине только начинают надуваться. В ближайший год с ними вряд ли произойдет что-то нехорошее, но в будущем это возможно. Так что следует быть вдумчивым покупателем и понимать, кто фактически стоит за онлайн-сервисом: венчурный фонд, оффлайн-компания или нечто неизвестное. Если структура собственников непрозрачна, стоит задуматься.

Не стоит возлагать больших надежд и на фингарантии, суммы которых определяются по прошлогодним показателям и отстают от реальных. Если онлайн-сервис задолжает IATA 100 тысяч гривен, то страховка покроет, скорей всего, не больше 80 тысяч. Эти деньги раздадут в первую очередь тем авиакомпаниям, которые продали через сервис наибольшее количество билетов. И тем, кто окажется в конце списка, денег просто не хватит.

Директор Travel-Life.PRO Евгений Макаренко согласен, что в Украине вполне может повториться эвитерровская история, несмотря на фингарантии и BSP: «Не все хотят тратить деньги на получение прав у IATA. Существует множество субагентов, которые не обязаны ничего страховать». Если броню от такого посредника аннулируют за неуплату, туристы просто не улетят, констатирует эксперт.

Валерия Овсяник, 10.01.2014

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
 

Какой из крупных туроператоров был самым надежным летом-2018?

Join UP! - 3.6%
Anex Tour - 5.1%
TPG - 5.3%
TEZ Tour - 27.7%
Coral Travel - 41.8%
Pegas Touristik - 5.7%
TUI - 10.9%

Всего голосов:: 752