Онлайн-пузыри в Украине еще не надулись

Итак, онлайн-ресурс Eviterra.com, чьи шесть тысяч билетов аннулировал «Авиа Центр», обвиняют в мошенничестве.

В России возбуждено уголовное дело, начат прием претензий из-за несостоявшихся вылетов. В соцсетях активно обсуждают, почему так получилось и кто виноват. Популярная версия – «Эвитерра» решила прокрутить полученные от клиентов деньги, но что-то пошло не так и компания не успела перечислить их «Авиа Центру» вовремя. А тот, боясь, что сервис не сможет рассчитаться за проданные билеты, вероломно их аннулировал.
Впрочем, сейчас говорят, что из шести тысяч пассажиров, чьи билеты аннулировали, не улетело лишь несколько десятков человек, а остальным все восстановят. Но добиться возврата своих денег туристы пока не могут.

Возможна ли такая ситуация в Украине? «Вряд ли, – говорит корреспонденту Turprofi.com.ua глава «Европейского туристического страхования» Мирослав Бойчин. – В Украине иные реалии. Ответственность у нас несет продавец. Все крупные авиакомпании продают билеты только через BSP, поскольку они члены IATA. Ассоциация требует наличия банковской гарантии или страховки (второй вариант выбирают в 80% случаев). Так что клиенты защищены в любом случае». Как правило, гарантии даются на сумму, необходимую для покрытия продаж глубиной в 17 дней, поясняет эксперт. Даже если фирма украдет деньги, не рассчитавшись с IATA, ущерб возмещает банк или страховая компания. Поэтому туристы не страдают. «Подобные ситуации были у нас, к примеру, с «Алвоной», а также с «Проландом», вместо которого ERV заплатила IATA 800 тысяч гривен», – приводит пример Мирослав Бойчин.

Между тем директор компании Silk Way и генеральный агент по продаже авиакомпании «АЗАЛ» Александр Лисовик уверен, что случаи, аналогичные эвитерровскому, в украинских реалиях скоро будут даже более вероятны. «Мы отстаем от России примерно на 2-3 года – то, что происходит там сейчас, ждет Украину году в 2015-м, – прогнозирует эксперт. – Я не имею в виду, что нужно бояться онлайн-сервисов – они ничуть не опаснее оффлайн-компаний, а в данный момент вообще находятся вне зоны риска, но так будет не всегда».

Александр Лисовик поясняет, что такие системы, как «Эвитерра», не могут топтаться на месте – они бурно развиваются, потому что живут за счет наращивания продаж. Это своего рода пузыри, которые в Украине только начинают надуваться. В ближайший год с ними вряд ли произойдет что-то нехорошее, но в будущем это возможно. Так что следует быть вдумчивым покупателем и понимать, кто фактически стоит за онлайн-сервисом: венчурный фонд, оффлайн-компания или нечто неизвестное. Если структура собственников непрозрачна, стоит задуматься.

Не стоит возлагать больших надежд и на фингарантии, суммы которых определяются по прошлогодним показателям и отстают от реальных. Если онлайн-сервис задолжает IATA 100 тысяч гривен, то страховка покроет, скорей всего, не больше 80 тысяч. Эти деньги раздадут в первую очередь тем авиакомпаниям, которые продали через сервис наибольшее количество билетов. И тем, кто окажется в конце списка, денег просто не хватит.

Директор Travel-Life.PRO Евгений Макаренко согласен, что в Украине вполне может повториться эвитерровская история, несмотря на фингарантии и BSP: «Не все хотят тратить деньги на получение прав у IATA. Существует множество субагентов, которые не обязаны ничего страховать». Если броню от такого посредника аннулируют за неуплату, туристы просто не улетят, констатирует эксперт.

Валерия Овсяник, 10.01.2014

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS