Российские банкротства: ждать ли удара рикошетом?

За последние две недели в России обанкротилось сразу пять туроператоров. Это наводит на грустные мысли представителей украинской туротрасли.

Наши эксперты опасаются, что эта тенденция затронет в будущем и Украину, часть компаний которой так или иначе связана с российским капиталом. Учитывая, что нынешний год и без того был непростым, подобные перспективы не радуют. 

«В начале нынешнего года обьемы продаж в целом по рынку сократились на 80% относительно 2013 года. Благодаря действиям нашей компании падение удалось остановить, и сегодня снижение обьемов составляет 40% относительно прошлого года. Однако мы0 прогнозируем завершить 2014 год с падением объема продаж на 30% по сравнению с  2013 годом», – анализирует украинские показатели коммерческий директор TEZ Tour Ukraine Аркадий Маслов.

По его словам, в компании наблюдают хорошую глубину продаж на осенне-зимний сезон, а лидерами летних продаж по-прежнему остаются безвизовые направления Турция и Египет, за которыми следуют европейские курорты: Греция, Болгария, Испания и Италия. При этом наблюдается увеличение «среднего чека», – возросла продолжительность среднего пребывания туристов за границей с 8 дней до 12-15.

По данным Аркадия Маслова (который ранее в одном из интервью Turprofi.com.ua предсказывал банкротство примерно дюжине украинских компаний), сейчас все не так и плохо. Из 1 миллиона туристов, которые раннее ездили в Крым, 800 тысяч отдохнут на территории Украины, выбирая побережье, горы и другие виды отдыха, а 200 тысяч перераспределятся по разным странам. При этом 120 – 150 тысяч из них отправятся на отдых в Турцию.

Может ли это успокоить? Не станут ли украинские компании заложниками российского кризиса? В данный момент трудно оценить насколько хуже обстоят дела у восточных коллег и какова вероятность «рикошета» их банкротств по украинским ТО.

«Риски есть всегда, – отмечает гендиректор TUI Ukraine Владимир Щупак, делая оговорку, что его компании это, конечно, не касается, так как TUI Travel PLC за прошедший год получил 589 млн. фунтов операционной прибыли. – Есть в Украине один-два ТО, которые плотно связаны с российскими. А вообще из десяти самых крупных наших игроков около 6-7 зависят от российского капитала. Но там пока ничто не предвещает проблем». По словам эксперта, первыми могут не выдержать нагрузки именно местные компании. Впрочем, из-за политического напряжения в зоне риска оказался сейчас весь бизнес – все, что не подкреплено реальными деньгами.

«Я думаю, что проблемы российского туррынка никак не отразятся на украинском, – полагает замдиректора ТО «Видерштраль» Анатолий Особик. – У всех российских «дочек» в Украине – свои юрлица, которые не обязательно прекратят деятельность вслед за материнскими компаниями. Они не настолько тесно с ними связаны». Вот если бы возникли проблемы у турецких операторов, тогда пришлось бы поволноваться, считает эксперт. По его наблюдениям, объемы продаж в Украине окончательно и бесповоротно упали на 50%.

По словам главы IT-Tour Юрия Авдеева, и тот объем, который был две недели назад, упал в два раза после катастрофы малайзийского «Боинга». «И только сейчас этот поток увеличился процентов на 30%, так и не достигнув показателей, которые были до уничтожения «Боинга»,  – объясняет эксперт. – У туроператоров все горит, но свернуть чартерные цепочки меньше, чем за две недели, они не могут».

Однако господин Авдеев полагает, что часть украинских туркомпаний эту зиму не переживут. «Если лето еще как-то вытянут благодаря аннексированному Крыму, турпотоки с которого летом переориентировались на другие направления, то зимой на это можно не рассчитывать: под удар попадут в первую очередь Таиланд, Вьетнам и Доминикана», – уверен эксперт.

Владимир Щупак вообще сомневается, что многочисленные дальнемагистральные программы, которые туроператоры сейчас заявляют на зимний период, состоятся. «Дай бог, чтобы остались традиционные зимние программы в Египет и Эмираты, чтобы была горнолыжка. А все остальное – сказки». Эксперт напоминает, что туры во Вьетнам и Доминикану  не продавались и прошлой зимой, из-за чего программы пришлось свернуть досрочно. А уж о том, чтобы продавать их этой зимой, можно даже не мечтать – инвестировать в них деньги никто не будет. «Думаю, это просто грамотный пиар и попытка разогреть продажи, – считает он. – В конце концов, рынок всех расставит по местам и все будет хорошо. Главное, чтобы война закончилась».

Валерия Овсяник, 04.08.2014

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS