Агенты требуют новый состав APJC

На очередной встрече с представителями IATA авиаагенты едва ли не силой продавили решение отправить в Ассоциацию списки тех, кто, по их мнению, должен представлять интересы агентов в APJC. Хотя гарантии одобрения кандидатур нет, появилась надежда на диалог с IATA.

Круглый стол агентов с авиакомпаниями оказался одним из самых интересных на этой выставочной неделе. Если быть точными, то от авиакомпаний в президиуме был только директор по продажам МАУ в Украине Андрей Павленко, который одновременно является главой местного APJC. Именно к нему, прерывая других докладчиков, постоянно обращались присутствующие в зале агенты. Наибольшую активность при этом проявляли глава Tickets.ua Сергей Кравец и заместитель гендиректора по коммерции этой же компании Виктор Войцеховский, сидевшие в первом ряду и бросавшие на господина Павленко призывные взгляды в течение всех четырех часов обсуждения.

Было понятно, что пришли они не для того, чтобы послушать доклад старшего юриста компании «Марченко и Даневич» Андрея Гука (который, кстати, очень толково рассказал о судебной практике в сфере авиабанкротств и о том, почему не имеет смысла подавать на IATA в суд). И не для того, чтобы узнать результаты деятельности украинской авиаотрасли в первом полугодии, которые озвучила сияющая улыбкой глава комитета по транспорту АЛТУ и управляющий партнер Airlife Елена Кашперская. Не тронул собрание спич главы АЛТУ Александра Новиковского, который сообщил, что с 2006 года успел заблокировать огромное количество глупых и несерьезных инициатив в туристическом законодательстве. Слегка отвлек всеобщее внимание руководитель «ЕТС» Андрей Николаев, припомнивший, как в 2010 году одесская «Алвона» нагрела страховщиков на 815 тысяч долларов и при этом удивлялась, почему они на нее после этого дуются. Все было интересно, но основная дискуссия шла о другом.

Как можно изменить состав APJC? Вот что по-прежнему волновало агентов. Как пояснил Андрей Павленко, экспертный совет IATA состоит из равного количества представителей авиакомпаний и авиаагентов (9/9). Решения они принимают голосованием, причем в каждой группе проголосовавших "за" должно быть большинство (если все авиакомпании – «за», а из присутствующих агентов «за» - меньше половины, то решение считается не принятым). Проголосовать можно повторно, но если стороны не согласны, то принимают компромиссное решение и голосуют еще раз.

Вопрос, почему состав агентского комитета не менялся за все годы его существования, а 350 агентов, аккредитованных при IATA должны сейчас руководствоваться решением девяти тех, кто когда-то волею случая оказался в комитете, задали Андрею Павленко несколько раз. Из ответов выяснилось, что:

  1. Раньше никто не просил этот состав менять.
  2. Собрания комитета случались крайне редко (три собрания в этом году – исключения, связанные ситуацией в отрасли).
  3. Если кто-то из агентов хочет попасть в APJC, он может написать письмо главе регионального представительства IATA в Украине Александру Онацкому – письмо рассмотрят.
  4. Гарантий положительного решения на этот счет нет и быть не может.

«Если спросят мое мнение, Сергей (Кравец. – Ред.), то я буду против твоей кандидатуры, поскольку все мы знаем, что Tickets.ua и «КийАвиа» - родственные компании», - предупредил оппонента Андрей Павленко. Одновременно выяснилось, что Елена Кашперская, как представитель Airlife, уже написала заявление господину Онацкому и на следующем заседании агентского совета IATA будет присутствовать, правда, с еще не подтвержденным статусом.

«Перевозчики сами определяют состав комитета? - поинтересовался Сергей Кравец. – В данный момент я не вижу ни прозрачной, ни полупрозрачной процедуры замены его участников. Ее просто нет». По словам главы "Тикетса", если так будет и дальше, то его компании неинтересно будет поддерживать стопроцентные гарантии в IATA, а интересно будет продавать билеты, договариваясь с авиакомпаниями напрямую, поскольку украинская IATA производит впечатление коррупционной, плохо организованной структуры. «Интерес к вам (BSP IATA. – Ред.) теряется. Без механизма обновления APJC нельзя оздоровить рынок», - добавил эксперт. Он напомнил, что с 1 июля, в связи со скандальным уходом компании TDS, были отменены льготы для всех авиаагентов, что стало для них дополнительной нагрузкой, хотя никак не обезопасило рынок, поскольку  расчеты с авиакомпаниями по-прежнему происходят раз в месяц (TDS, как мы помним, схлопнулась, собрав огромную сумму с пассажиров, всего за пять дней).

Ту же мысль во время небольшого перерыва высказывали в разговоре с Turprofi.com.ua другие участники собрания. «Рынок совершенно не защищен и это всех нас беспокоит», - подтвердила директор IATI-Украина Кристина Чалышкан. «Помните, как во время ухода «Аэросвита» BSP IATA заставляла агентов перечислять деньги клиентов за забронированные билеты, когда уже было известно, что никто никуда не полетит, - напомнила руководитель службы организации путешествий Plaske Travel Анна Мшар. – А тех, кто не соглашался, отключали от системы. Мы тогда вынуждены были отдавать туристам деньги за несостоявшиеся вылеты из своего кармана. А суммы, которые были заморожены на счетах BSP, нам так и не вернули».

Отсудить свои деньги у IATA удалось всего двум или трем компаниям, говорят эксперты. Если аналогичная ситуация произойдет вновь и продажи через BSP будут остановлены, а деньги заморозят, то никто из компаний их уже не получит. Ведь украинские суды наконец-то определились, как им относиться к IATA: для них эта ассоциация просто не существует. «Раньше решения судов по одним и тем же деньгам, замороженным на счетах BSP, могли противоречить друг другу. Например, оказывалось, что один суд решал отдать их «Аэросвиту», а другой – агенту. Однако сейчас все более-менее разобрались – Ассоциация не является ответственным лицом. Суды оценивают ситуацию так, как будто IATA нет», - обрадовал всех Андрей Гук.

По мнению представителей агентств, это абсурд. «IATA – субъект хозяйственной деятельности, который участвует в процессе передачи денег. По сути авиакомпании являются квазиучредителями BSP», - оценивает ситуацию Сергей Кравец. «Если IATA не будет нести ответственность за свои действия, то кто тогда будет ее нести?», - задается вопросом Виктор Войцеховский. «Допустим, это, как вы говорите, клиринговый дом. Но ведь IATA отключает от BSP, не советуясь с перевозчиками. И как это называется, когда утром IATA пишет, что все в порядке, а вечером отключает «Аэросвит» от системы?», - интересуется первый замгендиректора «КийАвиа» Юрий Павлюк. «Есть ряд вопросов к IATA, но есть и судебная оценка – решение Высшего хозсуда», - отмечает Андрей Гук.

По словам эксперта, в процедурах IATA изменений не предвидится: отмена скидок по фингарантиям – это именно то решение, которое уже принято и будет действовать. Хотя агенты сейчас и без того страдают от последствий ухода TDS. Туристы, например, чаще стали покупать билеты с сайтов авиакомпаний, а не через агентов. А перевозчики болезненно реагируют на любое изменение статистики. Например, недавно был неприятный случай с Alitalia, которая получила сообщение от IATA об увеличении продаж  у Tickets.ua билетов этой авиакомпании с 20 тысяч долларов до 24 тысяч. Авиакомпания перепугалась и временно отключила онлайн-сервис от своей системы, хотя в сравнении с общими миллионными оборотами "Тикетса", этот «скачок» ничего не значил.

Однако представитель Alitalia не мог адекватно оценить ситуацию, поскольку информации об общих объемах рынка у него не было, что также вызывает недовольство у авиаагентов. Они не понимают, почему IATA не сообщает данные об объемах рынка перевозчикам регулярно (делает это только раз в месяц) и утверждает, что BSP не может выдавать информацию о размере агентских ФИГов. Якобы авикомпании просили эту информацию не разглашать. «Это как? Пчелы против меда?» - недоумевает Сергей Кравец. Его коллега из другой компании интересуется: «Если вы видите весь объем только раз в месяц, то в чем тогда суть? Что вы мониторите тогда?».

Выяснилось также, что дело TDS пока «находится в процессе», так как 15 авиакомпаний, которые от этого пострадали, успели определиться только со своим представителем (это, опять-таки, Андрей Гук) и 80% из них наконец-то «готовы к уголовному преследованию TDS». Заявление в прокуратуру еще не подано, однако план близок к реализации. Андрей Гук посоветовал и агентам продумывать свои действия на тот случай, если какая-то авиакомпания уйдет в дефолт: «Не всегда разумно возвращать деньги клиентам. И к IATA подавать иски неправильно. Суд обычно принимает решение взыскивать задолженность со всех солидарно. А потом, если клиент взыщет деньги с агента, тот получает право регресса». И вот когда агенты наконец возьмутся за ум и начнут добиваться официального признания банкротства авиакомпании, они будут получать свои деньги назад, считает юрист. Впрочем, эта мысль не вызвала восторга у агентов.

Что касается трехдневных взаиморасчетов с авиаперевозчиками, которые хотел ввести Сергей Кравец, то Андрей Павленко предположил, что если вынести это на голосование, то никто из агентов за такие расчеты не проголосует. (В ответ оппоненты заявили, что если не выносить на голосование, то никто и не проголосует.) Затем представитель МАУ упрекнул розницу в низкой активности и нежелании участвовать в различных обсуждениях.

И вот тут-то присутствующие агенты взялись за Андрея Павленко со всех сторон. С одной – Tickets.ua и «КийАвиа» добивались ответа на вопрос, почему агенты не могут сами решать, кто будет представлять их интересы. С другой – Елена Кашперская очень дипломатично интересовалась: «А почему бы агентам не собраться и не сформировать аргументированно список представителей? Чтобы потом IATA их одобрила». С третьей (прямо из зала) вышел гендиректор туроператора Zagorye Игорь Короленко с предложением сделать все честно: отобрать голосованием в агентскую часть APJC двух представителей онлайн-сегмента, двух – корпоративного и двух – классического. А остальных взять из малого, среднего и крупного бизнеса. Главное, чтобы их всех потом переизбирали хотя бы раз в два года.

Андрей Павленко пытался доказывать: «Как вы можете претендовать на членство в совете, если вы ни разу не читали резолюций IATA?» и «Вот если бы это было мнение всех агентов, а не какой-то малой части…». Но его заверили, что прочитают все, что надо, после вхождения, а пока организуют всеобщее онлайн-голосование среди агентов-членов IATA, чтобы выборка претендентов в совет была репрезентативной. Кто-то из присутствующих торжественно заключил, что «у нас сейчас рождается общественная деятельность агентов». Turprofi.com.ua обязательно будет следить за тем, как пройдут роды и во что это выльется.

 

Валерия Овсяник, 02.10.2014

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS