Консульства закручивают - агенты выкручиваются

Турагенты все чаще добывают поддельные документы для получения шенгенских виз, подставляя операторов, аккредитованных в посольствах. «Меня вызвала на беседу консул Словакии, так как выяснилось, что у одного из наших туристов оказалась поддельная справка с места работы, а у другого – из банка, - сообщила глава ТО «Альф» Ольга Алексеенко. – Причем  справка из банка была с мокрой печатью! Но когда консульство туда перезвонило, оказалось, что человек, выдавший документ, уже год как не работает – банк был в шоке».

По словам госпожи Алексеенко, у ее компании, аккредитованной в посольстве Словакии, могли быть серьезные проблемы из-за непорядочности агентов. Дипломаты расценивают такие случаи либо как сговор ТО с ТА, либо как безответственность ТО, не проверившего подлинность документов. «Мне пришлось написать заявление в милицию, - расстроена глава «Альфа». – При этом в турагентствах даже не скрывают, что сами сделали туристам эти справки. И хоть мы и не собираемся больше работать с этими ТА, меня беспокоит сама тенденция – такие компании подводят операторов под монастырь». Собеседница отмечает, что в стране бардак, проверить документы, выданные от имени луганских или донецких предприятий, практически невозможно, и многие  этим пользуются.

Таких ситуаций много, подтверждают в другом ТО. Клиентов не хватает и их боятся потерять больше, чем оператора. Какому-нибудь Пупкину все равно, лишат ли "Альф" аккредитации. Он знает, что если не сделает туристу справку, то визу ему точно не выдадут и клиент никуда не улетит, тем более, что безработных сейчас очень много.  В то же время посольства не понимают, что вины туроператоров здесь нет.

Другой собеседник считает, что дело даже не в агентах: "Они и раньше справки подделывали – каждая вторая была ненастоящая. Только прежде в посольствах старались не обращать на это внимания. А сейчас требования ужесточили настолько, что фактически вынуждают всех нас нарушать запреты». Что касается операторов, то они оказались заложниками ситуации: проверить подлинность всех документов невозможно. Даже если нанять отдельного человека, который будет обзванивать банки и возможные места работы туристов, вряд ли он узнает правду. "Что он может спросить в банке? Правда ли, что у месье Пупкина есть у вас счет?", - интересуется эксперт.

«Туроператор не должен отвечать за подлинность справки, предоставленной ему для посольства, – уверена коммерческий директор «Любосвит» Ирина Павлик. – И вы же понимаете, что даже нормальная справка может вызвать вопросы. К примеру, человек работает на многотысячном предприятии, а консульство позвонило в приемную, где о какой-нибудь Вере Василькиной слыхом не слыхивали. Или, наоборот, Вера работает курьером в маленькой компании, и каждый раз, когда из консульства звонят с проверкой, ее нет на месте. Вот раз позвонили, два позвонили… и сделали выводы».

Другой эксперт приводит в пример консульство Словении, которое требует от туристов заполнять анкету онлайн. Фактически агент должен ее распечатать, отправить курьером туристу, а турист прислать обратно со своей подписью. «И вот представьте себе какого-нибудь Голопупенко из маленького городка, которому интернет дают только по праздникам, да и то по 3 Мб на душу. С огромным трудом он почти заполняет эту форму, и тут его выбивает из системы – надо начинать все заново. Ему это надо? Проще заплатить агенту, чтобы все заполнил сам. А потом человека вызовут на собеседование и спросят, действительно ли он подписывал анкету. Анкету? Какую анкету? Он, естественно, ничего не помнит…», - объясняет представитель киевского турагентства.

Эксперты сходятся во мнении, что действия агентов – лишь следствие. Причина – жесткие требования со стороны посольств. «У них, конечно, свои правила. Это их дом, поэтому мы вынуждены разуваться перед входом, но есть ведь здравый смысл. Пусть тогда требуют с туриста расписку в том, что он несет ответственность за подлинность своих бумаг. И сами пишут, на основании чего отказывают в визе», - предлагает один из собеседников. Он добавляет, что консульские работники и сами часто ведут себя странно. Туристам его коллег, например, поставили визы с разным сроком действия: жене и детям – на месяц, а мужу – на семь дней. Зачем это было делать, неясно.

«Или вот со справками из банков.  Сделать такую стоит 180 гривен (100 за открытие счета и 80 за саму справку). Потом эти деньги все равно снимаются, так что кого они и от чего защищают - вопрос. А вот чек из банкомата, который подделать гораздо труднее, принимать в консульстве почему-то отказываются», - недоумевает эксперт. Он отмечает, что европейские дипломаты очень плохо относятся к украинцам. Многие из них открыто заявляют о нежелании открывать свою страну потенциальным эмигрантам, мол, у вас война, а нам тут беженцы не нужны. Причем хуже всех, по словам представителей отрасли, ведут себя ближайшие соседи: поляки и словаки.

«Мне как туроператору неприятно, что в некоторых посольствах к нам стали относиться намного хуже, чем раньше, - говорит директор Siesta Ольга Дяченко. – Лично я приняла для себя решение переориентировать туристов на те страны, которые относятся к украинцам хорошо. У нас есть чувство собственного достоинства и позволять кому-то вытирать о себя ноги, тем более в момент, когда Украина находится в беде, нельзя. Несмотря ни на что, туроператоры фильтруют свои направления».  

Другой руководитель резюмирует: «Лучше я отправлю своих туристов в Австрию, Финляндию или лояльную Болгарию, чем буду терпеть брезгливое отношение со стороны консульств некоторых других стран (Франции, Словакии, Словении, Польши...). Не хотят нас видеть – пусть сами ищут туристов. Посмотрим, кто к ним поедет при таком подходе". 

Валерия Овсяник, 03.12.2014

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS