Так куда идти за деньгами?

Вчера в редакцию Turprofi.com.ua позвонила туристка, которой «Ньюз Тревел» остался должен 30 тысяч гривен. Девушка хотела узнать, обязан ли агент представлять ее интересы в суде (сеть, через которую она бронировала тур, делать это отказалась) и есть ли смысл ей идти в суд, чтобы вернуть деньги. Мы честно сказали, что турагент лишь посредник, а не юрист – он может лишь вернуть ей свою комиссию, что касается оператора, то, по нашему мнению, в суд идти бессмысленно: это долго, дорого и стребовать деньги после вынесения судебного решения все равно будет не с кого.

После этого разговора мы еще раз обсудили тему в редакции, вновь пришли к выводу, что судиться в этом случае – себе дороже (стоимость тура зафиксирована в гривнах, пока закончится суд даже в первой инстанции  на адвокатов уйдет больше, чем можно получить в итоге при самом лучшем раскладе). Однако сегодня, 5 февраля, с нами связался почетный президент Jurimex Данил Гетманцев, который считает, что не все так грустно.

«Во-первых, по закону «О туризме» турист может обратиться за получением денег  к любому предприятию из цепочки (то есть и к агенту), - говорит эксперт. – Во-вторых, и это самое главное: деньги – такой ресурс, который не может просто пропасть. Для того чтобы обанкротиться, туроператор должен долгое время сознательно работать в минус или просто украсть деньги. Именно поэтому здесь очень важно не молчать, а обращаться к правоохранителям с заявлениями о возбуждении дел по факту мошенничества либо умышленного банкротства». По словам эксперта, это серьезный рычаг, который создает проблемы для директората любого ТО. Поэтому туристы не должны ограничиваться одним заявлением: надо получить статус потерпевшего в деле и постоянно стимулировать милицию к работе. А иски, по мнению Данила Гетманцева, подавать действительно не имеет смысла – туристы только потеряют время: «Милиция – это единственный способ решить такие вопросы».

Чтобы создать плюрализм юридических мнений, Turprofi.com.ua обратился к еще одному практикующему юристу, который втайне от своего работодателя дал нам анонимный комментарий: «Я не вполне согласен с Данилом Гетманцевым по первому пункту: по закону турист, конечно, может обращаться к турагенту с претензиями на возврат средств, но вопрос в том, кто эти требования должен удовлетворять. Дальше претензия все равно будет переадресовываться туроператору, потому что турагент в этой схеме не выступает самостоятельным субъектом. Он принял деньги и перечислил их в ТО – на этом все. Вот если бы турагент не передал их дальше, тогда можно было бы с него спрашивать и даже инициировать в отношении ТА уголовное производство. Что касается милиции, то и здесь я склонен согласиться с Николаем Слюсаревским, который утверждает, что все претензии к туроператору должны рассматриваться в суде, так как здесь речь идет о гражданско-правовых отношениях. В милицию идут, когда есть доказательства, что деньги у туристов оператор брал с умыслом, заранее понимая, что не сможет выполнить свои обязательства и использовал средства не по назначению. В этой ситуации я сразу могу сказать, что милиция в лучшем случае проверит документы оператора и закроет производство за отсутствием состава преступления».

 

Валерия Овсяник, 05.02.2015

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS