Что ждет нас зимой?

 

Если политико-экономическая ситуация не стабилизируется, украинским  туроператорам дешевле будет свернуться и переждать зимний сезон. Хотя есть вариант, что на фоне общего спада кто-то из компаний попробует прорваться и занять более серьезные позиции на рынке. Но пока все только сворачиваются. По оценкам экспертов, в августе объемы оперирования упали, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, примерно в 2,5 раза.

 

Упало и подорожало

 

«Я бы даже сказал, что падение где-то в районе между 2 и 2,5, - предполагает директор «Аполло-Тур» Андрей Демура. – На туррынке стагнация, спрос просел еще больше, а полетные программы по всем направлениям сократились». По мнению собеседника, отложенный спрос все-равно даст о себе знать, поскольку люди устали физически и морально, однако неясно, когда это произойдет. Настроения у туристов по-прежнему панические.

«Роста нет, болгарские и австрийские программы отменены, так что уже сейчас можно не сомневаться – сезон будет гораздо слабее прошлогоднего», – уверен гендиректор Widerstrahl Анатолий Особик. Эксперт уточняет, что авиакомпании хотели бы, конечно, делать программы весь зимний сезон, однако туроператоры не будут подписывать договоры на период  с декабря по апрель. Максимум, на который они согласны, – 3-4 новогодних рейса по самым популярным направлениям. По словам господина Особика, спрос серьезно упал и остается только со стороны тех, у кого достаточно денег на дорогие туры.

Это тем более справедливо, что дешевых туров на рынке сейчас просто нет. Это особенно заметно, если сравнивать цены в гривнах. Так, если в августе можно было подобрать себе тур за две с половиной тысячи гривен (с перелетом и питанием), то сентябрь кардинально все изменил. Отдых в Турции (3*) стоит от 6 тысяч гривен, примерно та же сумма понадобиться для отдыха без питания на вилле в Черногории. Кипр без питания или Эмираты на завтраках – от 7 тысяч, материковая Греция (3* с завтраками) – от 8 тысяч и около  9 тысяч стоит египетский all inclusive.

 

И будет падать дальше

 

«Объемы очень сильно сокращены. Думаю, зимой туроператоры будут наблюдать за происходящим и ориентироваться по ситуации. Если программы окажутся востребованными и борта будут заполняться, то частоту рейсов можно будет увеличить , – полагает коммерческий директор News Travel  Сергей Зубарев. – По крайней мере, мы намерены придерживаться такой стратегии». По словам эксперта, причин для оптимизма нет: экономический кризис, девальвация гривны и надвигающиеся выборы не способствуют увеличению турпотоков.

«Противостояние между Россией и Украиной не может не отразиться на финансовом секторе, - констатирует гендиректор Join UP! Юрий Альба. – Продолжается тотальное снижение спроса по всем направлениям. Не исключена даже возможность его полного исчезновения». Эксперт обращает внимание, что курс  гривны так и не стабилизировался (видимо,  административные методы не способны удержать национальную валюту). «Фактически началась инфляция, которую все прогнозировали, – объясняет Юрий Альба. – И даже те, кто имеет деньги, предпочитают не тратить их на поездки. Большинство украинцев сейчас озабочены лишь тем, как прокормить семью».

«Тенденция сокращений, которая началась прошлой зимой, останется: операторы будут сокращать и минимизировать операционные расходы, емкости, направления и рейсы, - уверен гендиректор «Сети Агентств Горящих путевок» Равиль Хамитов. – Компании будут договариваться и совместно брать блоки на рейсах».

Напомним, что отмену дальнемагистральных программ эксперты прогнозировали еще в начале августа. А уже в начале сентября отменились ранее заявленные программы «Харьковских Авиалиний» в Доминикану, Индию, Вьетнам и Таиланд. «Роза Ветров» не собирается ставить зимнюю цепочку на Гоа. Однако еще не отменила отменила Бангкок и Доминикану, хотя в туроператорских компаниях и сомневаются в целесообразности этих программ.

«Особых надежд на зиму мы не возлагаем. Будем концентрировать внимание на максимальной транзитной загрузке, чтобы компенсировть потери point to point трафика. От Нью-Йорка и Бангкока, который мы нормально интегрировали в нашу маршрутную сеть,  отказываться никто не планирует», - сообщил  Turprofi.com.ua региональный менеджер МАУ по продажам в странах СНГ и Центральной Азии Александр Джиджора. С Гоа и Коломбо в авиакомпании пока не определились.

 

Потому что страшно

 

Юрий Альба полагает, что всему виной неуверенность в завтрашнем дне, которая разрушает спрос и может стать причиной снятия большей части программ/ Возить воздух никто не захочет. А отмены неминуемо отразятся на перевозчиках, которые оказываются заложниками происходящего. «Наши авиакомпании заточены под украинского пассажира, в то время как иностранные всегда могут переориентироваться на более здоровые рынки, - говорит эксперт. – Будем надеяться, что здравых смысл наших политиков убережет их от необдуманных шагов, иначе Украина останется без пассажирского трафика. И не только без него».

«Летать этой зимой будут только на регулярке, на блоках, - уверен глава IT-Tour Юрий Авдеев. - Может быть, на Новый год пару чартеров поставят. Главное, чтобы остались те, кто ставить будет. Я бы на месте операторов закрыл всё, оставив только персонал, и пересидел эту зиму. Так будет дешевле, чем еще и на турах попасть».

Если не будет стабилизации, то не будет и дальнемагистральных чартерных программ этой зимой, согласен Юрий Альба. Не будет Доминиканы и Бангкока, так как смысла работать в таких условиях для ТО просто не останется. Однако закрываться и пережидать, по мнению эксперта, компании не будут – продолжат работать на тихом ходу, минимизировав свои риски.

 

Будет ли атака?

 

Не исключено, что на фоне стагнации кто-то из туроператоров попытается прорваться, увеличив свою долю рынка. В частности, эксперты отмечают, что даже этим летом, когда все сокращались на 50% и больше, было три компании, объемы которых по некоторым направлениям оставались на уровне прошлого года, а иногда и превышали его. По словам Равиля Хамитова, к таким компаниям можно было отнести Join UP!, News Travel и Pegas Touristik. «Я не удивлюсь, если на фоне всеобщего пессимизма какая-то из этих компаний решит пойти в атаку и оторвать кусок рынка», - предполагает эксперт.

"Если оставить половину от тех операторов, что присутствуют сейчас, то, возможно, они и сработают в плюс", - считает Юрий Авдеев. - Но если останутся все – то уйдут в жесткий минус. Или как с «Южным Крестом» российским получится...».

Вполне возможно, что кто-то и обанкротится, но это будут вялые уходы, уверен Равиль Хамитов. Компании, которые продолжат работать в убыток, постепенно будут сокращать объемы, увольнять персонал, пока в конце концов не поймут, что проще закрыться. Громких скандалов, как в России, по мнению собеседника, у нас не будет: «Маслов (Аркадий Маслов, коммерческий директор TEZ Tour Ukraine. – Ред.) абсолютно точно предсказал, что с туррынка уйдут 15 туроператоров – он, наверное, колдун. Вот только со страной немного ошибся: банкротства случились в России. Там они, видимо, и продолжатся».

 

У нас война, а не выдерживают они

 

Как ни парадоксально, но именно постепенное нагнетание ситуации в Украине на протяжении года помогло украинским ТО вовремя сориентироваться и не наделать глупостей. Майдан и война их отрезвили. «Из  телевизора постоянно звучала неприкрытая угроза – всем было понятно, что грядет падение продаж – мериться цепочками (у кого длиннее) было глупо. А в России по телевизору утверждали, что у них все хорошо, поэтому там и не ожидали такого поворота», - объясняет Равиль Хамитов.

Украинские туроператоры сократили свои объемы так, чтобы туристов оставалось чуть больше, чем перевозки. А в России рынок этим летом был перегрет так же, как украинский - прошлым. К этому добавились санкции, война, падающий курс рубля – спрос на предметы первой необходимости, естественно, упал. Но «крика» об этом по телевизору не было. Те, кто брал кредиты и пребывал в состоянии латентного банкротства, поняли, что рассчитаться с долгами не смогут. «После «Идеал-тура» российские туроператоры увидели, что ничего страшного не произошло – каждый остался при своем. И с облегчением начали банкротиться, – констатирует Равиль Хамитов. – Но сейчас, когда первые лица страны дважды объявили, что туроператоров там будут проверять и открывать уголовные дела (а придраться можно всегда), пойдет новая волна банкротств, на этот раз связанная с угрозой проверок». Туроператоров уже сейчас называют в российских СМИ мошенниками и обвиняют в построении пирамид. Следующей командой будет, судя про всему, приказ «сажать».

В целом, очень тяжелая ситуация на украинском туррынке пока все-таки лучше, чем на российском.  Аналитики полагают, что российское правительство намеренно берет курс на уничтожение туроператоров выездного туризма, поскольку их исчезновение решает сразу три проблемы. Во-первых, люди «не увидят свободы». Во-вторых, они не будут вывозить за границу валюту (а это огромные суммы, учитывая, что один лишь «Библио Глобус» отправил за прошлый год на отдых миллион российских туристов, каждый из которых потратил за границей в среднем тысячу долларов). В-третьих,  россияне вынуждены будут заменять выездной туризм внутренним – то есть в Сочи появятся клиенты, которых сейчас там нет. Равиль Хамитов предполагает, что ситуация с туроператорами в России будет ухудшаться дальше. Все идет к тому, что у наших соседей останется 2-3 подконтрольных государству ТО. Может статься и так, что через пару лет уже украинские туркомпании будут выходить с экспансией на российский туррынок.

 

Агентам придется несладко

 

Если с украинскими туроператорами более-менее понятно, то что делать турагентам? Юрий Авдеев считает, что рознице останавливаться ни в коем случае нельзя. К тому же количество туристов, которое полетит зимой, не зависит от числа работающих туроператоров. Если кто-то на зиму приостановится, то на розницу это сильно не повлияет.

По мнению же Равиля Хамитова, для турагентов все выглядит гораздо более грустно, чем для туроператоров: «У них нет финансовой подпитки и меньше возможностей. Сомневаюсь, что кто-то из агентов будет прорываться этой зимой… кроме меня». Эксперт прогнозирует, что и ряды туристов при любом раскладе серьезно поредеют. Их количество уменьшится, по сравнению с прошлой зимой, процентов на шестьдесят. Хотя клиенты останутся все равно: ведь были же туристы в 91-м, 96-м, в 2008-м годах. Есть ведь и те, кто зарабатывает на войне...

Еще один эксперт полагает, что за зиму закроются все слабые ТА, которых сейчас, по его словам, процентов семьдесят. Учитывая, что поток туристов продолжает уменьшаться, клиентов хватит не всем. Туры, конечно, подорожали, и заработок с каждого из них увеличился, но прибыль слегка перераспределится между участниками. Также усилится конкуренция между туроператорами/турагентами и онлайн-ресурсами. Кто из них выстоит – покажет время.

На фоне резкого падения массового выездного туризма остается востребованным деловой сегмент, который продолжает развиваться если и не в прежнем режиме, то довольно активно. Бизнес-проекты, которые выжили, продолжают  поддерживать отношения с зарубежными партнерами, люди ездят на переговоры, устраивают конференции.

Старший менеджер по продажам бизнес- и делового туризма испанской отельной сети «Мелиа» Никита Ушаков, например, сообщил Turprofi.com.ua, что несмотря на уменьшение турпотока из стран СНГ (в частности из Украины и России), бороться по-прежнему есть за кого. Поэтому «Мелиа» не собирается сворачивать украинские проекты, а наоборот, наращивает свое присутствие здесь, так как кризисы имеют свойство заканчиваться.

А  компания TUI Travel PLC на днях вообще перевела свою дочернюю компанию TUI Ukraine в сектор развитых рынков (наряду с Германией, Великобританией и Францией), хотя прежде относила ее к развивающимся. Вот такой вот парадокс…

 

Валерия Овсяник, 16.09.2014

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
 
 

Кто виноват в скандале с Кюрасао?

Туристы - 83.9%
МАУ - 1.1%
Аэрохендлинг - 0.6%
KLM - 0.6%
Нидерланды - 0.6%
Кюрасао - 2.3%
Турагент - 5.7%
Все - 5.2%

Всего голосов:: 174