«Аэрофлот» может угробить IATA?

Российская авиакомпания «Аэрофлот» 25 декабря отключила от выписки своих билетов всех украинских IATA-агентов. «Это произошло в 11:29 без предупреждения, в нарушение всех агентских договоров, согласно которым авиакомпания должна была предупредить об аннулировании авторизации за 30 дней», - сообщила управляющий партнер Airlife Елена Кашперская. По ее словам, представительство «Аэрофлота» в Киеве не отвечает на звонки и письма, нет также никакой реакции на официальные запросы. Если в ближайшее время ситуация не изменится, агентам придется обращаться в суд, уточняет Елена Кашперская.

Вскоре после отключения АЛТУ направила обращение к гендиректору ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» Виталию Савельеву. В документе сказано, что Ассоциация лидеров турбизнеса крайне возмущена произошедшим:  «ИАТА-агенты Украины оказались в патовой ситуации: они не имеют технической возможности отменить или внести какие-либо изменения в выписанные авиабилеты, что не позволяет им выполнить свои обязательства перед пассажирами». Ассоциация обращает внимание «Аэрофлота» на то, что клиенты напуганы такой информацией и массово пытаются вернуть билеты.

«Просим в срочном порядке сообщить причины возникшей ситуации и незамедлительно возобновить авторизацию авиакомпании ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» на территории Украины», - резюмирует свое обращение исполнительный директор АЛТУ Олег Литвяк.

До конца дня никакой официальной реакции от «Аэрофлота», в том числе объяснений причин произошедшего, не последовало.

Часть игроков уверена, что все не так и плохо, а даже наоборот. К примеру, Tickets.ua очень быстро сориентировался и предложил всем, кому нужно забронировать билеты авиакомпании, подключаться к его офисам вне Украины.  «И мы тоже прекрасно работаем. Предлагаем другим действовать через IATI», - подхватывает инициативу директор по развитию бизнеса B2C в СНГ и Восточной Европе компании Aerobilet Йосиф Андрик.

«Сейчас авиабилетных компаний, работающих только на украинском BSP – единицы, они не могут составить конкуренцию крупным игрокам, которые имеют мульти-BSP, в том числе российский, - объясняет коммерческий директор Travel-Life.PRO Виктор Федосюк. – Поэтому отключение «Аэрофлота» от украинского BSP играет только на руку определенным игрокам рынка, таким как Tickets.ua”.

Туроператоры-массовики вообще не расстраиваются. «После Майдана поток украинцев, желающих летать «Аэрофлотом» резко сократился. Даже несмотря на то, что перевозчик готов был давать скидки, - делится топ-менеджер одной из компаний. – Был даже момент (после того, как над Донбассом сбили лайнер, и все арабские авиакомпании отказались от полетов над восточной частью Украины), когда мы вынуждены были возвращать туристов «Аэрофлотом». Так вот туристы скандалили и возмущались, а одна семья вообще принципиально заявила, что не сядет в самолет этого перевозчика, и нам пришлось возвращать их через Европу. Поэтому в данный момент бизнес наших ТО не завязан на «Аэрофлот». Заказы на билеты этого перевозчика – индивидуальные и единичные».

О том же говорит и владелец Travel Desk Сергей Кадученко: «Для меня это не потеря. «Аэрофлот» – уважаемая компания, но моя клиентура не рассматривает Москву в качестве пункта для стыковки. Хотя туркомпании, которые отправляют туристов в Китай или на Кубу, конечно, пострадают».

Как бы то ни было, ситуация с российским перевозчиком скандальная. Самое главное, что не вполне ясна причина происходящего, хотя неофициальных версий много. Кто-то считает, что дело в политике (мол, российская железная дорога уже отменила все поезда в Украину, теперь пришел черед авиакомпаний), кто-то полагает, что перевозчику надоели проблемы с конвертацией валюты (тоже сомнительно, потому что «Аэрофлот» не один такой – остальные ведь не отключают агентов).

«Я не знаю, чем вызваны действия «Аэрофлота», но знаю, что его новая ADM-политика включала в себя жесткий пункт, согласно которому агенты, не имеющие прямых договоров с перевозчиком или аккредитации IATA, не вправе оформлять билеты», - отмечает Сергей Кадученко. По его мнению, нынешние действия «Аэрофлота» могут быть связаны с принципиальным нежеланием отдавать Госавиаслужбе те 7,8 млн гривен, которые ведомство отсудило у перевозчика в начале декабря за нарушение воздушного пространства над оккупированным Крымом. Украина, как и Россия с Грузией, относится к странам с локальной спецификой: у нас деньги, перечисляемые IATA BSP, идут не через центральный офис ассоциации в Монреале, а на местный локальный счет перевозчика. То есть средства, которые украинские агенты перечисляют «Аэрофлоту», в любой момент можно здесь арестовать.

Напомним, что решение Окружного админсуда Киева уже передали в Государственную исполнительную службу, дав "Аэрофлоту" 10 дней с момента получения решения, чтобы его оспорить. Теоретически, можно было бы вернуть агентам авторизацию, превратив их, например, в брокеров, которые только бронируют билеты, а оформляет сам «Аэрофлот». Или обойти судебное решение каким-то иным способом (вариантов много), но неизвестно, какой путь выберет авиакомпания. Если она не восстановит сотрудничество с украинскими агентами, то ей придется активно продвигать свой сайт –  через него клиенты смогут платить с помощью кредитки прямо на российский счет.

В целом, решение «Аэрофлота» не работать с украинскими IATA-агентами отразится, в первую очередь, на самой авиакомпании и ее репутации, считает господин Кадученко. Объемы рынка и без того упали, из украинских маршрутов компания оставила только рейсы в Киев и Одессу. Если украинцы, составляющие на них половину, не смогут покупать билеты, заполнить самолеты будет сложно. 

Пострадали, конечно, и украинские агенты «Аэрофлота», потерявшие возможность менять или производить возвраты по ранее проданным билетам. Но авиакомпания может выпутаться, если будет активно продвигать продажи на своем собственном сайте или организует агентскую продажу альтернативными методами, с перечислением выручки напрямую в Москву. "Это возможно, если использовать авторизацию агентов «Аэрофлота» в третьих странах или превратить свою агентскую сеть в брокерскую, или просто разрешить оплату кредитными картами только через системы бронирования», – рассуждает эксперт. Однако при этом будут нарушены требования Сингапурской резолюции IATA 2008 года, в которых указано, что в странах, где есть IATA BSP, любая авиакомпания-член этой ассоциации обязана взаимодействовать с IATA-аккредитованными агентствами только в рамках BSP. И если такой значимый член организации, как «Аэрофлот», начнет безнаказанно игнорировать отраслевые стандарты, то вообще непонятно, к чему это приведет.

IATA живет за счет оперирования средствами перевозчиков – это ее бизнес-составляющая. Однако за последний год мы видим уже второй случай нежелания авиакомпаний работать с BSP. Первый был вызван дефолтом «Тревел Дистрибьюшн Сервисиз», из-за которого игроки авиарынка понесли серьезные убытки. Тогда CSA и "Эйр Астана" фактически перешли на прямые расчеты с агентами, разрешив оплату авиабилетов только кредитными картами в системах бронирования, и выказав таким образом свое недоверие к IATA и BSP, не сумевшим гарантировать безопасность расчетов. Тем самым перевозчики заложили под ассоциацию мину замедленного действия. Система оказалась недостаточно эффективной, однако Международная Ассоциация Воздушного Транспорта никак не отреагировала на нарушение договоренностей.

По мнению экспертов, сейчас речь идет уже о судьбе украинской IATA. Чтобы не сдуться, она должна не только принять меры в отношении нарушителя, но и усовершенствовать свою систему, исключив угрозу мошеннических схем и злоупотреблений. 

 

Валерия Овсяник, 25.12.2014 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
 
 

Какой из крупных туроператоров был самым надежным летом-2018?