Если авиакомпания решила не брать чемоданы туристов

Туристы, летевшие 25 июля из Харькова в Римини на чартерном рейсе YE 5671, по прилету оказались перед фактом: багаж остался в Украине, чемоданы им отдадут по возвращении. Естественно, все очень удивились. 

 

Аэропорт Харькова уже заявил, что багаж пассажиров не был загружен в воздушное судно «по решению авиакомпании», поэтому в данный момент находится в Международном аэропорту «Харьков» и авиакомпания ведет работу над тем, чтобы как можно быстрее доставить багаж пассажирам в Римини.

 

В Yanair на запрос Turprofi.com.ua пока не ответили. Эксперты сомневаются, что багаж доставят людям на протяжении их отдыха даже с опозданием. «Одно дело, если рейсы регулярные, а другое – чартер. Самолет летает в этом направлении явно не каждый день, а отправлять борт в Римини дополнительно, с одним лишь багажом на борту, никто, конечно, не будет. Поэтому пусть приготовятся провести отпуск с ручной кладью, если она у них была», - советует глава одной из туркомпаний.

 

Другой специалист (из авиаторов) комментирует весьма лаконично: «Это все от безнаказанности!».

 

Что же делать туристам? Замдиректора Pegas Touristik по правовым вопросам Николай Слюсаревский объясняет: «Если турист прилетел на отдых без багажа, он может купить себе на месте плавки, купальник, станок для бритья, сланцы и т.п. И сохранять чеки. В этом случае, он будет иметь потом право на компенсацию этих средств от авиаперевозчика, но не более, чем на сумму, эквивалентную 50 долларам».

 

Чтобы зафиксировать факт того, что авиакомпания не привезла их багаж, туристы должны ещё до выхода из здания аэропорта подойти к таможенникам, которые просвечивают вещи, и заявить, что их багаж не прибыл. Им дадут бланк рапорта о неприбытии багажа. Надо будет его заполнить в нескольких экземплярах. Таможенники принимают этот рапорт, ставят отметку и один экземпляр отдают пассажиру. Именно эта бумага о неприбытии багажа вместе с багажной квитанций и будет тем главным документом, который при необходимости позволит доказать, что багаж не был доставлен к месту назначения, объясняет Николай Слюсаревский.

 

Устроит ли туристов возможная компенсация на 50 евро за купленные в Италии трусы и бритвы, сказать трудно. Именно поэтому в таких ситуациях (обычно постфактум) начинают вспоминать о страховании багажа, которое могло бы увеличить сумму компенсации за недоставленные чемоданы.

 

Страховщики подтверждают, что действительно можно приобрести полис  на такой случай.  «У нас такая страховка предусматривает максимальную выплату в 2 тысячи долларов за багаж. У нас такой полис обойдется в 0,5% от стоимости багажа. То есть 10 долларов, - объясняет глава правления ERV Мирослав Бойчин. – При повреждении багажа или его задержке есть компенсация: задержали чемоданы на 4 часа – 200 долларов компенсация, на 6 часов – 400 долларов. Если вообще не пришел и пропал (а не остался дома, как в этом случае) – компенсируется стоимость утраченных вещей (до 2 тысяч долларов)».

 

По словам эксперта, если речь идет о задержке чемоданов, турист имеет право купить на 200 или 400 долларов вещи первой необходимости и при наличии документов, подтверждающих задержку багажа и время, когда его доставили, а также чеки на купленные на курорте необходимые туристам вещи, страховая компенсирует затраты на обещанную сумму.

 

«Если авиакомпания не отправила багаж вообще и он остался в Харькове, страховая выплата будет, как при максимальной задержке – 400 долларов. На эту сумму туристы, застраховавшие свой багаж, смогут купить себе во время отдыха необходимые ему вещи», - уточняет Мирослав Бойчин.

 

Эксперт добавляет, что на регулярных рейсах вещи, как правило, доставляют, даже если с опозданием. А вот на чартерах это сделать сложнее, разве что речь идет о рейсах на массовом направлении, куда самолеты летают очень часто (Анталья или Шарм-эль-Шейх). «Но я не припомню случаев, когда бы абсолютно все чемоданы всех пассажиров рейса остались в аэропорту, – признается Мирослав Бойчин. – Или случился какой-то форс-мажор, или перегруз был. Но тоже вопрос, из-за чего. Разве что везли какой-то другой груз. В общем, не представляю даже».

 

Эксперт авиаотрасли Виктор Логвиненко сообщает, что  по статистике багаж на чартерных рейсах теряется очень редко. Как и на регулярных, которые осуществляются на р2р трафике (poit-to-point). «Багаж теряют в основном там где предполагается пересадка (трансфер). К примеру, Киев - Париж - Нью-Йорк. На это существует много причин: перегруженность аэропорта, короткое время стыковки и т.п.  В любом случае, при отправке самолета приоритет отдается пассажирам, а не багажу. Багаж “не кричит” и если что – прилетит позже».

 

По словам Виктора Логвиненко, с чартерами может быть как минимум две причины таких проблем с багажом: «Если бы удалось получить статистику, что маловероятно, мы бы увидели, что чаще всего багаж отстает на самолетах типа «МакДоннел Дуглас». Это связано с особенностями конструкции самолета».

 

При 100%-ной загрузке пассажирами у этого самолета есть ограничения по центровке воздушного судна. Борт должен быть отцентрован. И его общий вес не должен превышать максимальный вес самолета (MTOW). Перегрузка не допускается, так как лайнер может просто не взлететь – не хватит полосы, к примеру. Этот вес складывается из dry weight: вес пустого самолета, вес пассажиров (усредненный: женщина – 70 кг, мужчина – 90 кг, ребенок – 40 кг), вес багажа и вес топлива. "Погода нынче не очень – грозовые фронта висят то тут, то там, временно закрывают аэродромы. Соответственно, и топлива надо брать больше, так как неизвестно, что ждет впереди. Или грозовой фронт нужно будет обходить не так, как предполагали, или  уходить на запасной аэродром, или “висеть” в зоне ожидания. Потому и получается, что самолет для вылета оказывается слишком тяжелым. Что в этом случае делать? Правильно. Пассажиров трогать нельзя, значит, снимаем их багаж", - констатирует Виктор Логвиненко.

 

Возникает другой вопрос: что дальше делать с багажом? Его ведь нужно забирать на следующем рейсе. Но и на следующем может опять повториться такая же ситуация. Да и непонятно, когда будет этот следующий. «Существует такое понятие, как досылка багажа. В авиации это называют RUSH (красная бирка, обозначает приоритет в погрузке). Но досылка багажа может осуществляться только при условии р2р (point-to-point). Чартерные направлениях в подавляющем большинстве обслуживают именно чартерные авиакомпании (Bravo, SkyUp, Anda etc.). И вот возникла такая ситуация. Кто довезет багаж? Допустим, есть какая-то регулярная авиакомпания, которая летает в Римини через Барселону. То есть перелет не беспосадочный. Досылку багажа по RUSH нельзя осуществить через промежуточный пункт, потому что в этом случае его нужно будет оформлять как груз, cargo, со всеми вытекающими – при соблюдении всех таможенных формальностей на всем пути следования – и получать потом багаж не в пассажирском терминале, а в грузовом – опять же растаможка и т.п. Понятно, что это не практикуют», - объясняет Виктор Логвиненко.

 

В итоге пассажиры могут неделями ждать своего багажа. А компенсации – это вещь растяжимая по времени, говорит собеседник. «Поэтому багаж лучше всего страховать. Для страховой компании главное – получить справку от авиакомпании или обслуживающего агента, что чемоданы не пришли – это основание для выплаты компенсации. А с авиакомпанией уже можно выяснять отношение не торопясь», - резюмирует эксперт.

 

Валерия Овсяник, 26.07.2018

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS