Сергей Кравец:  "Имеет ли Senturia отношение к ТДС, определит следствие"

Turprofi.com.ua задал несколько вопросов главе Tickets.ua.

– Что все-таки произошло с «Тревел Дистрибьюшн Сервисиз»? 

— Существует схема  финансового взаимодействия между агентствами IATA и авиакомпаниями, все они работают через клиринговую  компанию BSPУкраина. Таким образом, агентство имеет отсрочку платежа 14 дней  и  получает возможность продавать билеты. В конце отчетного периода агентство перечисляет деньги в  компанию BSP Украина, а BSP Украина, в свою очередь, рассчитывается с авиаперевозчиками. То, что мы видим сейчас — нарушение работы данной схемы.

«Тревел Дистрибьюшн Сервисиз»  не перечислила компании BSP Украина порядка 190 млн. грн., что составляет приблизительно 1/3 выручки всего рынка за июнь. Негативные последствия от данного инцидента будут для всех игроков рынка. Например, такие перевозчики, как U6 сняли доступ к онлайн-бронированию, «Аэрофлот» закрыл доступ ряду агентств.

Но 21 июля 2014 г планируется собрание комитета LGAC,  на котором будут присутствовать все авиакомпании и представители Head offices авиакомпаний, а 22 июля 2014г  будет собрание с представителями агентств. Целью собраний будет поиск оптимальных решений по выходу из сложившийся ситуации, и возможность предотвращения подобных ситуаций в будущем. 

 – Несколько экспертов в разговоре со мной отметили, что пострадали только российские перевозчики. Так ли это?

 – Это ошибочное мнение. Пострадали все авиаперевозчики, например, компания МАУ относительно своего объема продаж пострадала не меньше. На этот вопрос стоит посмотреть географически — в России рынок сбыта гораздо больше, соответственно их потери будут выше.

–  Станет ли отказ российских авиакомпаний работать с Senturia временным или это уже окончательно, как Вам кажется?

– Все зависит от того, как поведет себя дальше компания «Тревел Дистрибьюшн Сервисиз». Если им  удастся  выбраться из этого финансового кризиса и восстановить авторитет на рынке, возможно, российские перевозчики  возобновят свое сотрудничество с ней.

 – А в свете заявления Senturia о том, что во всем виновата IATA, допустившая, чтобы по состоянию на 25 июня долг ТДС в 10 раз превысил сумму фингарантии? Часто ли бывают такие долги?

 – Я думаю, имеет ли отношение Senturia к ТДС, определит следствие. Что-то подсказывает, что эту историю будут расследовать как мошенничество. Посмотрим, к чему приведет расследование.

Что касается IATA – регулятор не выполнил свои функции. Рынок ушел далеко вперед, а процедуры регулятора никак не изменились. Т.е., на мой взгляд, позиция IATA (а она сейчас говорит, что ТДС делала все по процедуре) очень двусмысленна. Т.е. да, IATA соблюла все свои процедуры, но простите, обязанность IATA в том числе и содержать сами процедуры в состоянии актуальности на рынке. А Ассоциация живет, как будто на улице 86 год. Но опять-таки, кто IATA? IATA – это перевозчики. Что посеяли, то и пожали.

– Все вокруг только и говорят, что, мол, Ассоциация ничего не делает, чем дискредитирует себя и весь авиарынок.

– С этим стоит согласиться, процедуры регулятора не соответствуют требованиям современного рынка.

 – Имеют ли право авиакомпании отказывать пассажирам в перевозке на основании дефолта своего агента, когда деньги уже заплачены, но до авиакомпании не дошли?

– В принципе авиакомпания не имеет права отказать в перевозке, т.к. клиент уже заплатил деньги за билет, он имеет право им воспользоваться. Но все зависит от того, насколько критичен долг для отдельной авиакомпании. Тут могут быть варианты.

–  Не приведет ли этот отказ к оттоку пассажиров в оффлайн?

– Это смешно. Вопрос не в среде дистрибуции, а в поведении отдельных игроков. Напомню, что это первый случай дефолта онлайн-агентства на рынке, в то время как оффлайн-агенства уже неоднократно уходили в дефолт.

– Туроператоры и турагенты регулярно ссылаются на «положительный опыт авиарынка», где все защищены и все тип-топ и «нам надо брать с них пример». Какова сейчас схема фингарантий на рынке авиапродаж и какой она может стать из-за последних событий?

– Все аккредитованные агентства  IATA  должны предоставлять финансовые гарантии, как показатель своей стабильности. Существует несколько схем финансовых гарантий. Агентство, имеющее аккредитацию IATA может  воспользоваться услугами Европейской Туристической Страховой компании –  в этом случае гарантом финансовой стабильности выступает страховая компания. Также можно предоставить финансовую гарантию банка, бланковую, когда банк выступает гарантом, либо реальный депозит.

В любом случае, любая из схем сводится к тому, что определенная сумма денег должна быть предоставлена компании BSP,  как финансовая гарантия. В сложившейся ситуации возможны ужесточения правил финансовых гарантий — уменьшение срока отсрочки платежа или увеличение размера финансовых гарантий.

– В последние полгода туристический рынок серьезно просел, практически до уровня 2005 года. Насколько это справедливо для онлайн-сегмента? И не ждет ли нас шквал «эвитерр»? (10.01.2014. Онлайн-пузыри в Украине еще не надулись).

– Действительно, туристический рынок заметно упал, даже  в сравнении  с прошлым летом. Но тут можно проследить другую тенденцию — клиент постепенно, но уверенно переходит с оффлайн-рынка на онлайн-покупку туристического продукта. За счет этого прироста продаж на фоне общего падения рынка наши дела выглядят не так плохо.

По поводу опасений обвала онлайн-рынка могу сказать, что на данном этапе, на рынке СНГ осталось пять серьезных игроков. Никому из них  нет смысла уходить в дефолт.

– Можете перечислить?

–  «Озон», «Авад», «12Трип», «Тикетс», «Трип.ру» и «Трипста.ру». Выходит даже шесть.

 

Вопросы задавала Валерия Овсяник, 15.07.2014

 



Телеграмм