Британцы обидели украинку на Барбадосе

В ближайшее время Высший спецсуд рассмотрит кассационную жалобу украинской туристки, которая поехала отдохнуть c семьей на Барбадос, но потеряла при этом несколько тысяч долларов и проиграла уже в двух судебных инстанциях тяжбу с British Airways и «Киеввнештуром» о защите прав потребителя.

16 сентября 2014 года туристка за 5,7 тыс. долларов купила у ООО «Киеввнештур», действовавшего от имени British Airways PLC, авиабилеты Киев—Лондон—Барбадос и обратно. При этом рейс из Украины и назад осуществляла МАУ, на чьем бланке был выписан билет Борисполь—Гатвик—Борисполь.

3 января 2015 года семья туристки без проблем вылетела из Борисполя, приземлилась в Гатвике и пересела на рейс в Бриджтаун, благополучно прибыв на Барбадос.

Однако 23 января, уже получив на Барбадосе посадочные талоны на все рейсы маршрута и зарегистрировав багаж до Киева, украинская семья по пути в пункт паспортного контроля была остановлена представителем British Airways, который, не представившись, потребовал предъявить посадочные талоны. «Получив посадочные талоны на руки, представитель авиакомпании сообщил истице об отказе в регистрации и посадке на рейс, порвал их и сказал следовать за ним, объяснив ситуацию отсутствием у истицы и ее родных транзитных виз Великобритании, – написано в решении Шевченковского райсуда Киева. – В итоге истице вернули багаж, сняли с рейса, в связи с чем истица с семьей осталась в Бриджтауне, в аэропорту, и потом поехала в отель, где была вынуждена оплатить стоимость проживания в сумме 515 долларов США». А «Киеввнештур», куда туристка дозвонилась из отеля, предложил ей за 3,4 тыс. долларов приобрести другие авиабилеты с вылетом 24 января по маршруту Бриджтаун—Франкфурт—Борисполь.

В своем иске, поданном в августе 2015 года, туристка обвинила British Airways в нарушении правил авиаперевозок пассажиров и багажа, а также Меморандума о взаимопонимании между правительствами СССР и Великобритании по вопросам выдачи виз их гражданам от 6 апреля 1989 года, “согласно которым пассажиры имеют право транзитного перелета через Лондон, если их пребывание в транзитной зоне Великобритании не превышает 24 часа”. Она подчеркнула, что во время регистрации на рейс British Airways из Бриджтауна в Гатвик представители авиакомпании сразу осуществили регистрацию ее семьи на рейс МАУ из Гатвика в Борисполь, а это дает основания считать, что British Airways рассматривала перелет Бриджтаун—Гатвик—Борисполь как единую авиаперевозку.

Туристка просила взыскать солидарно с британской авиакомпании и «Киеввнештура» 62 тыс. 663 грн. стоимости всех авиабилетов Бриджтаун—Гатвик—Борисполь, 74 тыс. 690 грн. стоимости всех четырех авиабилетов авиакомпании Concord по маршруту Бриджтаун—Франкфурт—Борисполь, 11 тыс. 330 грн. расходов на проживание в отеле, 700 грн. расходов на мобильную связь, 57 тыс. 600 грн. компенсации материального ущерба и еще 20 тыс. грн. морального.

Однако Шевченковский районный и апелляционный суды Киева в иске полностью отказали. British Airways пояснила, что отказала в регистрации на рейс ВА2152 по причине отсутствия транзитной визы Великобритании или визы другого типа или другого документа, позволяющего транзит через территорию Великобритании. “С 1 декабря 2014 года вступили в силу изменения визовых правил Великобритании в части регулирования транзита пассажиров из третьих стран через территорию Великобритании, в частности необходимость получения пассажиром визы для транзита через территорию Великобритании зависит от следующих факторов: а) как осуществляется транзит (транзит AIRSIDE, транзит LANDSIDE), б) страна гражданства пассажира”, - написано в решении суда.

Так, граждане Украины имеют право осуществлять транзит AIRSIDE (осуществление транзита через территорию Великобритании с одного на другой международный рейс в течение одного дня в пределах одного аэропорта без необходимости пересекать границу Великобритании) без получения специальной британской визы в таких условиях (которые должны выполняться одновременно): прибытие и вылет самолетом, который осуществляет международный рейс, наличие подтвержденного бронирования (билетов) на следующий рейс, который улетает из Великобритании в тот же день (до 23:59), в который пассажир прибыл в Великобританию, наличие правильно оформленных документов, разрешающих прибытия в конечный пункт путешествия.

Транзит LANDSIDE (транзит через территорию Великобритании с одного на другой международный рейс к концу следующего дня в случае необходимости пересекать границу Великобритании, например, для получения багажа, ночевки в гостинице, смены аэропорта, стыковки на внутренний рейс) осуществляется гражданами Украины без получения специальной британской визы при соблюдении таких условий: прибытие и вылет самолетом, который осуществляет международный рейс или внутренний рейс по Великобритании или в Ирландии, наличие подтвержденного бронирования (билетов) на следующий рейс, который улетает из Великобритании в тот же день или на следующий день (до 23:59) по прибытии пассажира в Великобританию, наличие правильно оформленных документов, разрешающих прибытие в пункт назначения, наличие одного из документов, согласно перечню.

Представитель British Airways отметил, что “информация об изменениях в правилах транзита была заблаговременно опубликована в сети Интернет на различных веб-сайтах, а также была доведена до сведения агентств по продаже билетов”, а билет на рейс Барбадос—Лондон “давал право пассажиру на перевозку багажа только на этом рейсе, что означает, что в Лондоне пассажиры должны были бы получить багаж, пройти с ним таможенный контроль и зарегистрировать его на свой следующий рейс МАУ в Киев, что обусловливает необходимость получения истцом и членам его семьи виз на разрешение трансфера LANDSIDE”.

В то же время «Киеввнештур» заявил, что выполнил свои обязательства по бронированию и оформлению билетов, а также относительно информирования пассажиров в соответствии с требованиями Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа. “В период времени между приобретением билетов и осуществлением перелетов, а именно с 01.12.2014 г., вступили в силу изменения в визовых правилах Великобритании в части регулирования транзита пассажиров из третьих стран через территорию Великобритании, – написано в судебном решении. – Так, согласно требованиям вышеупомянутых Правил именно пассажир отвечает за получение всех необходимых для путешествия документов и перевозчик не отвечает перед пассажиром за последствия того, что пассажир не получил документы или визы или не выполнил такие примененные законы. Поэтому именно истец и другие лица, которые не были допущены на рейс, были обязаны узнать условия пребывания в стране вылета, транзита и прибытия и обеспечить получение необходимых для этого документов”.

По мнению суда, после осуществления рейса Бриджтаун–Гатвик истица вместе с другими членами своей семьи должна была пересечь границу Великобритании, чтобы получить свой багаж, прибывший рейсом British Airways из Бриджтауна. А это означало бы невозможность воспользоваться правилом о безвизовом транзите типа AIRSIDE. В то же время для осуществления транзита LANDSIDE истице и членам ее семьи понадобились бы транзитные визы или соответствующие документы, необходимые для применения безвизового правила пересечения границы Великобритании. А их у туристки не было.

Согласно «Правилам воздушных перевозок пассажиров и багажа», авиакомпания имеет право отказать в перевозке пассажира либо его багажа при наличии или вероятности возникновения хотя бы одного из следующих обстоятельств: у пассажира отсутствуют или предположительно отсутствуют действительные проездные документы, перевозка пассажира нарушает государственные законы, постановления или распоряжения. При этом перевозчик не несет за это ответственности.

Кроме того суд пришел к выводу, что туристка обязана была сама узнать все требования для транзитного пересечения границы Великобритании перед поездкой.

При этом в соответствии с п. 1 раздела XХII Правил перевозка, которая осуществляется несколькими последовательными перевозчиками, считается единой, если с момента ее начала эти перевозчики рассматривали такую ​​операцию как единую перевозку и она была оформлена составным билетом.

Однако проблема туристки заключалась в том, что у нее не осталось на руках никаких доказательств, подтверждающих, что багаж ее семьи был оформлен в Бриджтауне до конечного пункта следования «Борисполь» – туристка поясняла, что неизвестный представитель авиакомпании изъял и порвал посадочные талоны. На каждый из рейсов каждого перевозчика истице и членам ее семьи был выписан соответствующий билет, поэтому суд решил, что рейсы Киев–Гатвик–Бриджтаун и Бриджтаун–Гатвик–Киев не могут рассматриваться как единая перевозка, поскольку в соответствии с требованиями Правил не была оформлена составным билетом.

Любопытно, что другой пассажир, который путешествовал  вместе со своей семьей тем же маршрутом, что и пострадавшие (Борисполь – Гатвик – Бриджтаун и обратно), также не получал никаких транзитных или других виз с целью прибытия и вылета из аэропорта Гатвик. При этом ему не было отказано ни в посадке на рейс British Airways PLC, ни в транзите в аэропорт Борисполь через аэропорт Гатвик, в подтверждение чего представитель истицы предоставил объяснения этого туриста. Однако суд решил, что «установление обстоятельств осуществления авиарейсов соответствующего следования ЛИЦО_8 и членами его семьи не являются предметом рассмотрения данного дела. В то же время, суд считает необходимым отметить, что авиакомпания имеет право отказать пассажиру в перевозке без установления соответствующего обязательства авиакомпании об отказе в перевозке».

Суд посчитал, что истица не представила надлежащих и допустимых доказательств в понимании ст.ст.58-59 ГПК Украины в подтверждение осуществления ею оплаты авиабилетов на соответствующие рейсы за каждого члена своей семьи, оплаты билетов, которые она была вынуждена приобрести с семьей в связи с ситуацией, возникшей в аэропорту Бриджтаун, подтверждение суммы расходов на мобильную связь и проживание в гостинице.

Кроме того, в материалах дела отсутствовали доказательства, подтверждающие права истицы действовать от имени других членов семьи, которые осуществляли вместе с ней соответствующие авиарейсы. Так что суд пришел к выводу, что «истица неправомерно обратилась за защитой прав третьих лиц, которые не уполномочивали ее на ответные действия».

Учитывая, что истица заранее не узнала о требованиях транзитного пересечения границы Великобритании, суд пришел к выводу, что в удовлетворении иска следует отказать.

Однако 9 сентября судья Высшего специализированного суда Кузнецов открыл кассационное производство по делу и установил срок для подачи возражений на кассационную жалобу до 13 октября 2016 года. Туристка утверждает, что судами ошибочно применено положение Общих условий перевозок пассажиров и багажа авиакомпании British Airways и не принят во внимание меморандум СССР-Британия от 6 апреля 1989, что привело к принятию ошибочного решения.

Эксперты турбизнеса, к которым мы обратились за комментариями, считают, что основную роль в деле сыграл, конечно же, человеческий фактор. «Мне кажется, кто-то из представителей авиакомпании перебдил. Когда туристка с семьей прилетела в Гатвик из Борисполя, ее ведь не депортировали в Украину, хотя закон уже был изменен к тому времени. Ее довезли до места назначения. Тем более, по утверждению туристки, ее попутчики с такими же документами спокойно вернулись домой через Лондон. Вопрос, как я понимаю, был в том, пересечет ли она границу в Гатвике, забирая свой багаж, и считается ли весь ее путь единой перевозкой. Конечно, если бы туристка сумела сохранить свои посадочные талоны или хотя бы сфотографировать их на смартфон до того, как сотрудник авиакомпании все порвал, ей было бы легче в суде доказывать правоту.

Но если даже утверждать, что транзитные туристы, чья перевозка через Лондон не оформлена составным билетом и поэтому не является единой, должны получать транзитные визы, то компания, продавшая им билеты, на мой взгляд, должна была проинформировать клиентов об изменениях в законодательстве. Другое дело, что эта самая компания наверняка была уверена, что ее туристов изменения не касаются, поскольку они летят через Лондон транзитом и пересекать британскую границу не собираются», - на условиях анонимности высказывается глава компании, продающей авиабилеты.

Для справки агентам:

Согласно новым правилам транзита через територию Великобритании, граждане Украины имеют право осуществлять транзит LANDSIDE без получения специальной британской визы в таких условиях (которые должны выполняться одновременно): прибытие и вылет самолетом, который осуществляет международный рейс или внутренний рейс по Великобритании или в Ирландию; наличие подтвержденного бронирования (билетов) на следующий рейс, который улетает из Великобритании в тот же день или на следующий день (до 23:59), после дня прибытия пассажира в Великобританию; наличие правильно оформленных документов, разрешающих прибытие в конечный пункт путешествия; наличие одного из следующих документов: действующая виза в Австралию, Канаду, Новую Зеландию или США и подтвержденный билет в эту страну как часть логического маршрута через Великобританию; действующая виза в Австралию, Канаду, Новую Зеландию или США и подтвержденный билет из этой страны как часть логического маршрута через Великобританию; виза в Австралию, Канаду, Новую Зеландию или США в случае путешествия из этой страны. При этом должно пройти не более 6 месяцев после того, как пассажир въезжал в эту страну; действующий вид на жительство (Permanent Resident Card) в США, Канаде, Австралии или Новой Зеландии; действующая виза для временного въезда в США (US 1551 Temporary Immigrant Visa) карта 1551 Permanent Resident Card, срок действия которой истек, при условии, что она предъявляется действующим письмом И797, которое позволяет продлить срок ее действия; форма Stand-alone US immigration visa form 155A / 155В, которая предъявляется с проштампованным коричневым конвертом; действующий вид на жительство, выданный страной-членом Европейской экономической зоны; действующая виза категории D, выданная страной-членом Европейской экономической зоны; действующая ирландская биометрическая виза, если пассажиры летят в Ирландию; действующая ирландская биометрическая виза, если пассажиры летят из Ирландии, при условии, что последний въезд в Ирландию осуществлен не ранее, чем за 3 месяца до дня транзита.

Напомним, что недавно туристка, летящая из Парижа в Киев, лишилась хамона и сыров, купленных во Франции, поскольку служба безопасности аэропорта не разрешила провозить их в ручной клади. При этом коллеги девушки совершенно спокойно пронесли в салон точно такие же продукты.

Нина Щур, Тамара Савченко, 04.10.2016

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS